Такие выводы были сделаны в статье, опубликованной в издании EUobserver (перевод Хартии'97).
В апреле прошлого года российский журналист Петр Силаев получил в Финляндии политическое убежище. Однако уже в августе его, лежащим вниз лицом на полу полицейской машины, везли из Гранады в Мадрид, чтобы выдать на родину. По словам Силаева, полицейские постоянно морально мучали его. Они говорили: «Ты будешь депортирован, русский террорист».
Кандидат в президенты Республики Беларусь Алесь Михалевич после выборов 2010 года пытался бежать из страны. Год спустя его задержали в аэропорту.
Как сообщают эксперты раздела "Новости мира" издания для инвесторов "Биржевой лидер", в обоих случаях правоохранители ссылались на Интерпол. Россия и Беларусь подали запросы о задержании, и те приняли соответствующие меры. Таких примеров масса. В январе 2012 года эстонский политик Эрик Кросс оказался в розыске Интерпола на основании заявления Москвы. В 2008 году, во время войны между Россией и Грузией, Кросс помогал Тбилиси бороться с кибератаками. В ответ на это Москва использовала Интерпол, чтобы добраться до него.
Однако ни Россия, ни Беларусь своего не добились. Через десять дней после задержания полиция Испании освободила Петра Силаева, а в Польше отпустили Алеся Михалевича. Эрик Кросс также был освобожден после нескольких месяцев задержания. Кросс, Силаев и Михалевич полагают, что их отпустили из-за очень большой известности среди журналистов и политиков.
Эрик Кросс утверждает, что для обычных людей, против которых могут выдвинуть надуманные обвинения, существует крайне высокий риск того, что их попросту задержат на границе. Они даже могут не знать, что объявлены в международный розыск. Как отметил тогда Михалевич, если бы его задержали в стране с более слабой правовой системой, чем в Польше, к примеру, в Турции или Украине, то он, скорее всего, оказался бы в белорусской тюрьме.
Одновременно с этим, даже если Интерполом будет удалено уведомление о розыске, это не значит, что вы можете со спокойным сердцем путешествовать. Полицейские силы некоторых стран оставляют оповещения в своих системах даже тогда, когда Интерпол сообщает об их недействительности.
Алесь Михалевич говорит, что все еще находится в розыске нескольких стран, в связи с чем не может выезжать за пределы шенгенской зоны. Белорусский оппозиционер Андрей Обозов, который сейчас живет в Эстонии, рассказал о двух подобных случаях. Игорь Коктыш и Дмитрий Пименов недавно были арестованы в странах Евросоюза по запросу Интерпола.
Обозов сказал, что каждый раз, пересекая границу, он боится, что не вернется к семье и будет депортирован в Беларусь. Дмитрий Пименов отметил, что не может получить визу на въезд в Соединенные Штаты, с тех пор как РФ подала уведомление. Получается, что Россия имеет право решать, кто может ехать в Америку, а кто нет.
Лондонская неправительственная организация Fair Trials International провела ряд встреч с представителями Интерпола, направленных на проведение реформ.
Яго Рассел, директор организации, сообщил, что если бы в Генеральном секретариате Интерпола работали политические специалисты, они знали бы, что Силаев не является преступником. Также он добавил, что действия Интерпола оказывают очень большое влияние на жизни людей, однако не существует суда либо какой-то другой подобной высшей власти, которая бы могла оспорить его решение. Это возлагает огромную ответственность на Интерпол.
Также Яго Рассел добавил: вполне понятно, что Интерпол хочет привлечь в свою систему как можно больше стран. Однако если среди них имеются государства, известные нарушением прав человека и коррупцией, – необходимо соблюдать большую осторожность при одобрении информации, полученной от них. По его мнению, другие страны более серьезно будут относиться к «красным уведомлениям», если будут уверены, что в них нет возможности для злоупотреблений.
Кросс и Браудер полагают, что страны вроде Беларуси и России должны оставаться членами Интерпола, однако сотрудничество с ними нужно временно запретить.