Сотрудники штаб-квартиры Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) получили первую информацию относительно арсеналов в Сирии. Как стало известно аналитикам раздела “Новости мира“ издания для инвесторов “Биржевой лидер“, в ОЗХО утверждают, что в течение ближайших дней они ожидают дополнительных сведений от Тегерана.
Известно, что министр иностранных дел России Сергей Лавров и государственный секретарь США Джон Керри 14 сентября в Женеве обсудили порядок вывоза химоружия из Сирии или его уничтожения к середине 2014 года. Согласно достигнутым договоренностям, Организация по запрещению химического оружия выработает соответствующий план, для поддержки реализации которого необходимо будет принять резолюцию СБ ООН. Сама информация о химоружии должна была поступить от Дамаска до 21 сентября.
Кроме того, Сергей Лавров заявил, что Российская Федерация не является гарантом химического разоружения в Сирии, эта ответственность возлагается на Организацию по запрещению химоружия. Министр подчеркнул, что российская сторона обеспечила присоединение Сирии к Конвенции о запрещении химического оружия без всяких оговорок - в отличие от американцев. По словам Лаврова, отныне Сирия – это сторона данного обязывающего документа, так что гарантом выполнения Сирией своих обязательств по конвенции является все мировое сообщество.
В ответ на вопрос, не являются ли завышенными темпы химического разоружения, взятые Россией и Дамаском, Лавров подчеркнул, что “темпы были согласованы с американскими коллегами в Женеве“. “Подавляющее большинство цифровых показателей, касающихся времени, продолжительности, начала и завершения операции, предложены американцами“, - добавил глава российского МИД. Лавров утверждает, что в Москве настаивают на вовлечении оппозиционных групп в процесс уничтожения химического оружия. Он также добавил, что вырабатываемые сейчас решения в ОЗХО утверждают, что все запасы сирийского химического оружия должны быть поставлены под контроль и после этого уничтожены. Сергей Лавров считает, что “когда российские западные партнеры заявляют, что оружие есть только у режима, поэтому только он мог его применить, а у оппозиции никакого химического оружия нет, они лукавят“.
В заключение глава российского внешнеполитического ведомства отметил, что в процессе работы инспекторов ОЗХО по подготовке ко взятию под контроль мест хранения химического оружия нужно, чтобы те, кто финансирует и спонсирует оппозиционные группы, в том числе и экстремистские, нашли способ, как потребовать от них сдать то, что было захвачено и подлежит уничтожению.