Украинские христиане византийского обряда 27 сентября отмечают день Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. Этот праздник является одним из 12 важнейших в церковном году. Как стало известно экспертам раздела “Новости мира“ журнала “Биржевой лидер“, слово "воздвижение" означает подъем. Смысл этого праздника укоренен в церковной истории.
Считается, что в IV в. при содействии святой Елены, матери императора Римской империи Константина Великого, среди развалин Иерусалима было найдено несколько крестов. Один из них, как гласит церковное предание, отличался чрезвычайной чудодейственной силой. Поэтому именно он был признан орудием смерти Иисуса Христа на Голгофе. Торжественный подъем священнослужителями этого креста среди толпы паломников и стал знаком триумфа христианской церкви и моментом получения одной из ее величайших святынь.
Богослужебная традиция православной церкви предписывает в день Воздвижения использовать ризы постового, красного цвета. Несмотря на праздник, в этот день христиане восточной традиции придерживаются строгого поста в память о страданиях и смерти Сына Божия за грехи человечества.
В храмах проходят торжественные литургии. Верующие до земли кланяются вынесенному для поклонения кресту под пение: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим".
Богослужение аналогично богослужению Крестопоклонной Недели (3-я Неделя Великого поста) и Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня (14 августа).
Накануне (то есть 26 сентября) вечером проходит всенощное бдение. По уставу в состав этого всенощного бдения должна входить малая вечерня. Во время малой вечерни совершается перенесение Креста с жертвенника на престол. Однако сейчас совершение малой вечерни можно встретить в России лишь в редких монастырях. По этой причине в приходских храмах Крест кладется на престол до начала богослужения (Евангелие ставится за антиминсом).
На утрене Евангелие читается в алтаре, после чтения Евангелия поется «Воскресение Христово видевше» вне зависимости от дня недели. Целование Евангелия и помазание елеем после чтения Евангелия не совершаются. Перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение. Во время Великого славословия при пении Трисвятого настоятель выносит крест. Держа Крест на голове, настоятель, которого сопровождает диакон со свечой, постоянно кадящий Крест, совершает его вынос через северную дверь; остановившись на амвоне, он произносит “Премудрость, прости“, затем при пении тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство“ несет Крест на середину храма и кладет его на аналой.