Сейчас поход в кино ассоциируется у каждого человека не только с просмотром интересного нового фильма, но и с поглощением в больших количествах углеводов, содержащихся в попкорне и сладкой воде, без которых практически не представляется просмотр. Как произошло слияние воедино таких, казалось бы, несовместимых вещей, попробовали разобраться специалисты "Компьюлента".
Только в годы Великой депрессии попкорн и кинематограф сумели пересечься, а до того нигде в кинотеатрах никогда не пахло маслом и ароматной кукурузой. Случилось это как попытка спасти кинематограф от неминуемого краха, который ему грозил ввиду тотальной нищеты. С середины XIX века попкорн распространялся стремительными темпами по всему американскому континенту. На ярмарках, концертах и спортивных мероприятиях начали появляться первые паровые машины по приготовлению попкорна. Однако не везде его жаловали. К примеру, в театр с попкорном было не пройти, все-таки серьезное заведение. Поначалу в первые кинотеатры тоже не пускали зрителей с попкорном, поскольку пытались всячески подражать настоящим театрам, даже шикарными коврами, застеленными на полах. Считалось, что хруст попкорна будет отвлекать других от просмотра киноленты, несмотря на то, что в основном на экранах показывались заурядные пьески.
С 1927 года в кино появился звук, и теперь его могли посмотреть даже безграмотные люди. Это позволило киноиндустрии сделать большой скачок, и уже к 1930 году американские кинотеатры посещало около 90 миллионов человек в неделю. Казалось бы, появились все условия, чтобы пускать в зал зрителей с попкорном, однако владельцы продолжали держать марку и упорно отказывались допускать хруст кукурузы во время просмотра фильмов. Но наступила Великая депрессия, которая спутала все карты.
Люди бродили по городу в поисках развлечений, которые могли бы прийтись им по карману, и все чаще забредали в кинотеатры, поскольку большой экран как нельзя лучше помогал хоть на некоторое время забыть о тяжелых буднях. В то время порция попкорна стоила от 5 до 10 центов, поэтому позволить ее мог себе даже самый бедный житель страны. Мешок такой кукурузы можно было приобрести за 10 долларов, и хватало его на долгие годы. Тогда деньги на кукурузе пытались сделать все. Люди покупали несколько мешков попкорна и тут же обзаводились мобильной тележкой для его приготовления. Невзирая на инфляцию, попкорн продавался моментально, а деньги так и сыпались в карман предпринимателя.
Несмотря на это, владельцы кинотеатров продолжали не пускать своих клиентов в зал с попкорном. Теперь это делалось не только из-за подражания кинотеатрам, но и по причине того, что в зале была плохая вентиляция, а порой она и вовсе отсутствовала. Но с каждым месяцем все чаще на пороге кинотеатров появлялись люди с пакетом попкорна в руках, которые, услышав отказ, разворачивались и уходили, не желая отказываться от лакомства. И тогда владельцам кинотеатров пришлось сдаться и пойти на уступки, дабы не терять клиентов.
С тех пор во многих кинотеатрах за определенную плату торговцам попкорном разрешалось продавать его в фойе кинотеатра и прямо перед входом. От этого в кино хлынул небывалый поток посетителей, который существенно увеличил прибыль. Но в середине 1930-х годов многие кинотеатры закрывались из-за недостаточной прибыли, а оставшиеся «в живых» пытались всеми силами выживать, стараясь дотянуть до конца Великой депрессии. Тогда-то владельцам и пришло на ум, что пора избавиться от посредников при продаже попкорна и начать реализовывать его самостоятельно. К примеру, самая крупная сеть кинотеатров в Далласе установила собственные аппараты по приготовлению попкорна в восьмидесяти кинотеатрах. Правда, самые фешенебельные из них все-таки отказались от продажи попкорна, поскольку для них это было несолидно. Однако через два года, когда прибыль от воздушной кукурузы стала приносить кинотеатрам заработок наравне с заработком от продажи билетов, попкорн появился во всех кинотеатрах без исключения. В 1945 году больше половины попкорна, который употреблялся в Америке, съедали в кинотеатрах. Как перед просмотром фильма, так и во время него показывали рекламные ролики с вкусностями, продававшимися в вестибюле, и практически каждый зритель позволял себе приобрести воздушную кукурузу.
Однако в 70-х годах уровень продажи попкорна стал неуклонно снижаться. Причиной этого стало развитие телевидения, которое заставляло людей проводить вечера дома за просмотром телевизора, а не в кинотеатре с ведром попкорна на коленях. Тогда производители попкорна пошли дальше, придумав вариант приготовления этой вкусности в микроволновой печи. Через несколько лет связь между просмотром кино и характерным движением челюсти настолько закрепилась, что этот процесс стал своеобразным ритуалом.
Эксперты раздела «Новости мира» журнала «Биржевой лидер» отмечают, что киноиндустрия также существенно помогла развитию популярности попкорна. Ранее для его производства использовалась лишь белая кукуруза, которая считалась более вкусной. Однако кинотеатры отдавали предпочтение желтой, более дешевой, поскольку она раскрывалась намного сильнее белой, создавая в ведре больший объем. К тому же желтый оттенок кукурузы как нельзя лучше сочетался с желтым цветом масла, которым ее сдабривали. Попкорн был настолько популярен, что зритель так привык к попкорну желтого оттенка, что напрочь отказывался от покупки белого. Таким образом, на желтую кукурузу переключились практически все производители попкорна, начав существенно экономить на сырье.