На фоне нарастающего с каждым годом соперничества за драгоценные ресурсы вода становится одним из ключевых факторов в вопросах мира и войны, считает Брама Челлани, геостратег и автор книги под названием "Вода, мир и война". Об этом сообщают эксперты раздела "Новости мира" издания для инвесторов "Биржевой лидер".
Брама Челлани пишет, что в мире, постоянно испытывающем все больший недостаток живительной влаги, совместно расходуемые водные ресурсы превращаются в орудия власти, порождая соперничество внутри государств и между ними. Международный водный саммит, стартовавший в этот вторник в Будапеште, стал одной из последних инициатив по поиску способов смягчения этих острых проблем.
Чем грозит развитие водных конфликтов?
Челлани призывает народ и правительство задуматься над рядом отрезвляющих факторов. В частности, по его словам, бутилированная вода в продуктовых магазинах уже стоит дороже сырой нефти на спотовом рынке. Водные войны в экономическом и политическом смыслах уже полным ходом идут между соперничающими странами в некоторых регионах, в частности, путем строительства дамб на водных каналах, протекающих по территориям нескольких государств. Если же страна расположена ниже по течению реки - путем силовой дипломатии, направленной на предотвращение такого строительства. Если верить докладу, в котором находят отражение мнения многих разведывательных служб Соединенных Штатов, использование водных ресурсов в качестве оружия на войне либо во время теракта может стать весьма вероятным в нескольких регионах в ближайшие десять лет.
Проблемные регионы
Брама Челлани утверждает, что экономика нескольких государств - от Индии и Южной Кореи до Марокко и Египта - уже испытывает определенный недостаток воды. Естественное восполнение водных ресурсов ограничивается возобновляемыми мировыми запасами до 43 триллионов кубических метров в год. Однако стоит отметить, что население Земли возросло почти в два раза с 1970 года, тогда как мировая экономика развивается еще быстрее. Рост потребления стал наиболее сильным фактором, который вызывает нехватку воды. К примеру, рост доходов способствует изменению диеты, в особенности куда большему употреблению мяса, производство которого требует большого количества воды.
Эксперт утверждает, что предотвращение водных конфликтов требует распределения воды и механизмов по урегулированию таких вопросов, основанных на правилах международного сотрудничества. К сожалению, на данный момент не существует международного закона о воде. Безусловно, борьба с этой ключевой проблемой лежит в основе других весьма сложных ситуаций. Нехватка воды взаимосвязана с недостатком энергии, перенаселением, проблемами снабжения продовольствием, загрязнением окружающей среды, глобальными эпидемиями, а также изменением климата и природными катаклизмами.
Узбекистан начнет первую водную войну?
Помимо дипломатическо-экономических споров, сейчас стоит серьезная угроза возникновения открытых вооруженных конфликтов. В частности, повышение численности населения и недостаток питьевой воды в скором времени могут спровоцировать водные конфликты в регионе Центральной Азии. Уже сейчас там начинают звучать очень тревожные прогнозы. В текущем веке может обостриться борьба за право контроля и обладания водными ресурсами. По оценкам Организации Объединенных Наций, сейчас в мире насчитывается более 40 точек, в которых водные конфликты могут превратиться в настоящую войну. Главным образом, таким регионом является Центральная Азия.
Дело в том, что в 2004 году Таджикистан сообщил о своих планах по возобновлению строительства Рогунской ГЭС. Узбекистан, в свою очередь, не был согласен с таким решением. Тогда Ташкент принял принципиальную позицию и в течение девяти лет постоянно заявлял, что такое сооружение грозит ему потерей необходимого количества водных ресурсов. В прошлом году Кыргызстан опубликовал окончательные планы по сооружению Камбаратинской ГЭС. Тогда президент Узбекистана Ислам Каримов заявил, что такие действия повлекут за собой войну.
Ряд экспертов из Соединенных Штатов также пришли к выводу, что тематика водопользования спровоцирует ожесточенное противостояние, вплоть до возникновения вооруженных конфликтов между государствами Центральной Азии. Сообщается, что сейчас пояс напряженности начинается в Северной Африке, проходит через Ближний Восток, Южную и Центральную Азию и заканчивается на севере КНР.