На Генеральной Ассамблее ООН бразильский президент Бразилии Дилма Русеф призвала остальные страны выйти из американской интернет-гегемонии и разработать собственные структуры по управлению Интернетом. Такой инициативе по созданию национальных внутренних сетей предшествовали многочисленные сообщения о том, что Соединенные Штаты просматривают электронную почту Русеф. Тем не менее, такая инициатива может повлечь за собой резкий отход от открытого Интернета, который будет превращен из общего всемирного достояния в раздробленную мозаику с многочисленными жесткими ограничениями. Об этом сообщают эксперты раздела "Новости Мира" издания для инвесторов "Биржевой лидер".
Недовольные страны
Бразилия является одной из группы стран, которая включает в себя Турцию, Индию и Индонезию, принимавших активнейшее участие во всех спорах последнего десятилетия, относительно того, что необходимо разработать международную структуру по управлению Интернетом, чтобы сменить США в роли управляющего Всемирной сетью. Разумеется, в этих дискуссиях Америка называла себя борцом за открытый и свободный Интернет, гарантирующий всем право на свободу выражения. Против данного идеала постоянно выступали диктаторские режимы, стремящиеся ограничить доступ к информации. Тем не менее, действия АНБ изменили данный дебат, отдалив основных сторонников Свободы Интернета и придав уверенности самым репрессивным режимам на планете. На данный момент между странами, выступающими против того, как Соединенные Штаты придерживаются своих принципов свободного Интернета, а также странами, протестовавшими против данных принципов изначально, формируется коалиция.
Перемен хотят репрессивные режимы
К примеру, в Европейском союзе сейчас рассматривается возможность об отмене соглашения по обмену информацией с Америкой. Они хотят потребовать у владельцев серверов в США сообщать о том, что их данные являются объектом наблюдения американского правительства. Одновременно с этим, репрессивные режимы Сирии, Китая и Ирана берут под контроль информацию в своих сетях, заражают популярные сервисы и приложения, а также и подрывают основы открытой и связной структуры Интернета.
Мотивы стран, которые ставят под сомнение контроль Соединенных Штатов над мировым Интернетом, могут различаться, но выход все они предлагают в одном направлении: в сторону раздробленного, «балканизированного» Интернета. Если же это случится, существует опасность, что Интернет станет аналогом железнодорожного сообщения в Европе, где переменное напряжение и двадцать различных типов сигнализации заставляют машинистов останавливаться, переключать систему и даже менять поезд. Это выливается в потери в эффективности, рост издержек и опоздания. Пользователь сразу же попадает под набор многочисленных юридических требований, накладывающих противоречащие друг другу требования и предоставляющих взаимоисключащие права. Так же, как сигнальные системы затрудняют торговлю товарами и передвижение людей, Интернет в рамках столь сложной юрисдикционной структурой будет постоянно тормозить современные экономические процессы.
Более того, АНБ открыло ящик Пандоры, когда по-разному относилось к «иностранцам» и «гражданам». Американские правила накладывают юрисдикционные ограничения, основываясь на геолокации. Уже сейчас германские граждане, получающие доступ к нью-йоркскому центру обработки и сбора данных через оптоволоконную линию Китая могут обнаружить, что их данные подпадают под ряд юридических ограничений противоречащих друг другу и требующих одновременно активного наблюдения и конфиденциальности.
Более того, дробление Интернета в корне подрывает его свободу. Особой опасности подвергается один из основополагающих принципов 19 статьи Всеобщей декларации прав человека – защита права на свободу убеждений и их свободное выражение, и возможность участия в информационном обществе. Даже до недавних выходок АНБ Америка получала призывы к более «демократичной» системе интернет-регулирования, которая позволяла бы другим странам голосовать в процессе установления правил. Теперь Вашингтон должен как можно скорее восстановить веру в то, что Америка является благонадежным заведующим Интернетом и защитником прав человека.