Реализация части украинской газотранспортной системы Российской Федерации и Европе имеет возможность способствовать понижению стоимости на газ для государства.
Система перевода украинского государства на предоплату газа имеет возможность быть введена Российской Федерацией уже через месяц. Президент России Владимир Путин дал понять, что Российская Федерация больше не имеет желания бесплатно предоставлять газ соседнему государству.
Европейский Союз, в свою очередь, имеет опасения остановки транзита газа России в Европу и устами председателя Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу потребовал заблаговременного предупреждения потребителей газа о каких либо действиях одностороннего характера. Специалисты нашли выход из обстановки только в финансовой поддержке Европы для расчета по газовой задолженности Украины. Вопрос остается в том, на каких условиях она обязана предоставляться. Это стало известно аналитикам раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Ответ на письмо.
Накануне, президент Российской Федерации получил ответ на свое письмо от председателя Европейской комиссии Жозе Мануэла Баррозу, транслировавшего позицию 18 руководителей МИД европейских государств. В своем письме Баррозу подчеркнул, что Европейский Союз призывает Российскую Федерацию не перекрывать газ украинскому государству из-за задолженности, так как это имеет возможность вызвать сомнения в надежности Российской Федерации как поставщика газа в Европу. Он также подчеркнул внимание на требовательности активировать в случае чрезвычайной ситуации систему заблаговременного предупреждения газовых кризисов до принятия каких либо односторонних движений. При том руководитель Европейской комиссии дал понять, что Европа имеет согласие на трехсторонние консультации по вопросу газовых поставок Российская Федерация –Украина–Европейский Союз.
В прямом эфире на телевидении России глава Российской Федерации ответил Баррозу, что «Газпром» отвечает за поставки газа в Европейские государства. В тот же момент за транзит газа через территорию Украины несет ответственность Киев.
— Если за грядущий месяц никакой оплаты не поступит, исходя из контракта, мы переключимся на предоплату. Это будет значить, что Украина обязана будет нам предоставить финансовые средства за месяц вперед, и мы поставим им ровно такой объем, за который они заплатят. Это значительно тяжелый способ расчетов; он способен привести к сбоям в транзите нашего газа потребителям европейских государств, — пояснил президент государства.
Задолженность украинского государства перед «Газпромом» на 1 апреля нынешнего года насчитывает 2,2 миллиарда долларов США. В столице украинского государства заявляют, что не имеют желания оплачивать за газ Российской Федерации, так как сегодняшняя стоимость 485 долларов за кубометр считается не адекватной, и потребовали возвращения скидок, существовавших в первом квартале нынешнего года (цена на газ тогда составляла 268,5 доллара за 1 тысячу кубометров). Правительство в Киеве также предоставило информацию, что не собираются использовать первый транш стабилизационного кредита Международного валютного фонда на оплату задолженности Российской Федерации.
Политолог Константин Симонов, руководитель Фонда национальной безопасности Российской Федерации, имеет мнение, что Россия устами главы государства максимально мягко предупредила Европейский союз и Украину о последствиях.
Какие имеются решения?
— Российская Федерация имела все возможности проводить предоплату для украинского государства за газ еще в первых числах апреля. Условия контракта это предоставляли возможность. Все имеют понятие, что угроза остановки транзита газа в Европейский Союз является реальной, как никогда. Украинскому государству просто нечем оплачивать за газ сегодня, и не известно, чем она будет платить через месяц. Европейский Союз же вместо принятия решения бегала и размышляла, как бы обеспечить украинскому государству реверс газа, чтобы оградить его от «коварной красной России», — рассказывает Симонов.
— В данной обстановке требовалось было размышлять о собственных интересах — как не согреться зимой в случае проблем с транзитом газа по причине воровства его Украиной из трубы. Совокупный смысл ответа Баррозу на письмо Владимира Путина обширный: Европа не собирается оплачивать газовую задолженность Украины, а собирается размышлять над какими-то мифическими компромиссными вариантами. Самому Баррозу, по сути, все равно, что будет в перспективе, — он проводит работу на своем посту еще всего несколько месяцев, для его имиджа окажется благоприятным отправиться в отставку на волне баталий с «российской угрозой». При том отставного чиновника уже не будет интересовать вопрос, как будут обходиться без газа Российской Федерации государства Восточной Европы, в существенной степени зависимые от него, такие как Болгария или Сербия.
Самое спасаемое в данной обстановке, что у украинского государства и Европейского Союза присутствует ощущение, что обстановка не критична: в летний сезон проблема газового обеспечения не так остра, как зимний сезон.
Приемлемый выход из кризиса — если Европейский Союз консолидируется и предложит конкретный вариант по выходу из обстановки: к примеру, придет к согласию расплатиться по газовой задолженности Украины из антикризисного фонда. В данном случае имелась бы возможность решить вопрос пересмотра стоимости на газ для украинского государства в сторону понижения.