В иностранных СМИ все чаще звучит тема Крыма и будущего российской экономики. Эксперты наперебой рассуждают на эти темы. Вот и журналист издания Atlantico решил взять интервью у Жюльена Веркей, который является преподавателем экономики, а также научным сотрудником Центра европейских и азиатских исследований при национальном институте восточных языков и культур. Об этом пишет "Биржевой лидер" в разделе "Новости мира" со ссылкой на издание "Вести".
Atlantico: Сейчас в мировой экономике наблюдаются зачатки подъема.
Atlantico: Сейчас в мировой экономике наблюдаются зачатки подъема, в то время как российская экономика начинает сбавлять обороты. Аннексия Крыма может обойтись России аж в 40 миллиардов американских долларов, а это 2% российского ВВП. Чего, по вашему мнению, может стоить России кризис в Украине?
Жюльен Веркей: В данный период времени мы наблюдаем всего лишь краткосрочную реакцию. Эта реакция связана с некоей неопределенностью, порожденной аннексией Крыма. Сепаратистская напряженность на юго-востоке Украины может вызвать второе военное вмешательство со стороны России. Вложенные суммы уже впечатляют, и они могут серьезно превысить этот рубеж.
Московская биржа, например, пережила два резких ценовых падения: первое их них наблюдалось параллельно с аннексией Крыма, тогда как второе было после усиления напряженности уже в апреле. В период между двумя падениями индекс восстанавливался. Причинно-следственная связь очевидна в данном случае: инвесторы стремятся быть подальше от рыночной неопределенности, вызванной угрозами беспорядков или даже военных столкновений. Ситуация усложняется утечкой капитала, а это уже давно хроническая проблема для российской экономики. Все это давит на курс российского рубля. Банк России больше не хочет поддерживать собственную валюту, да и не может этого делать, как раньше. В этом и есть причина того6 что колебания стоимости национальной валюты идут в ногу с изменениями индекса московской биржи, начиная уже с января 2014 года.
Сейчас ММВБ уже упал почти на 20% по отношению к среднему уровню, который был в 4 квартале 2013 года, а это более 100 миллиардов долларов. Потери пока виртуальные, так как инвестор не вынужден продавать активы по этой цене. И все же, любые потери капитала снижают платежеспособность российских предприятий и инвесторов, включая возможности для займа. Настоящие последствия непременно наступят, и это уже происходило с российскими компаниями в период с 2008 по 2009 год. Более того, с января 2014 года падение курса рубля по отношению к единой европейской валюте составило немного более 10%, а это в точно такой же степени занижает реальный объем ВВП РФ в международном исчислении. На данный момент речь идет о потерях в пределах 200 миллиардов долларов для граждан РФ.
Более того, Центральному банку пришлось поднять ставку рефинансирования до 7% в период самой аннексии Крыма. И это увеличивает стоимость инвестиций. Это еще больший удар по и экономической динамике, которая и так падает.
Это только цветочки. Вторая волна отрицательных последствий для экономики РФ не за горами.
— Может ли аннексия Крыма привести к дополнительным расходам для Москвы?
— Если честно, это не должно обернуться серьезными потерями для России но и мелкими эти дополнительные расходы не назовешь, а ведь они имеют место быть здесь и сейчас. У России много забот в Крыму:
Необходимо превратить крымских чиновников и администрацию в часть государственной системы России. Бюджет Крыма приблизительно равен 500 миллионам долларов, а ведь половина из этих средств предоставлялось Украиной. А ведь еще нужно будет более чем удвоить крымские зарплаты, чтобы поднять до российского уровня. Пенсии тоже нужно поднять (в Крыму живет 500 000 пенсионеров, а это 25% местного населения, поэтому необходимо 1,9 миллиарда долларов в год на выплату пенсий крымским пенсионерам). Плюс нужно изменить ориентацию местной инфраструктуры снабжения, а он главным образом шла с материковой Украины и многое другое. На все это уйдет время.
— Прогноз на этот год печальные: рост может снизиться на 1,1% - 1,8% если ситуация в Крыму обострится. Это все лишь из-за украинского кризиса?
— Я полагаю, что нет. Темпы роста экономики РФ снижаются уже почти два года. Одна из причин в том, что российская модель развития исчерпала себя, а это структурное явление. Данная модель опирается на рост цен на нефть, газ и сырье, экспортируемых из РФ. Такая модель очень уязвима во время снижения цен на сырье, что мы наблюдали в период глобального кризиса 2008-2009 годов. Именно тогда стал очевиден недостаток притока инвестиций в модернизацию : производство в РФ находится на уровне 50% от показателей западноевропейских стран вот уже 4 года.
— Граждане РФ только в прошлом году перевели на заграничные счета 63 миллиарда долларов. Существуют ли инфляционные риски для российской экономики и среднестатистического россиянина по причине такой утечки капитала?
— Инфляция в России касается валюты лишь частично. Она во многом базируется на монополистском характере определенных секторов. Более того, цены на определенные базовые товары, типа природного газа, регулируются, а их колебания существенно влияют на стоимость потребляемой продукции. Ну и инфляция за последние годы продолжает усиливаться. В любом случае, сама аннексия Крыма и ее последствия подорвали доверие к российскому рублю и внутри России, и за ее пределами.