Один случай, который произошел во времена ГДР, более 60 лет назад, свидетельствует, что спецслужбы Российской Федерации (ФСБ) и Великобритании (Secret Service) никогда нельзя было назвать друзьями. Украинский кризис же в этой ситуации совершенно ни при чем.
Выстрелы, забравшие несколько жизней, прогремели 26 апреля 63 года назад в подвале Бутырки (большая тюрьма, расположенная в пяти километрах на север от Кремля). В данной ситуации погибли семеро мужчин в возрасте от 20 до 40 лет, большинство из них были саксонцами. Они распрощались с жизнью в связи с тем, что представители советской контрразведки приняли их за английских шпионов. Эти «семь душ», включая главного инженера компании Wismut SAG Герберта Зоннтага, попали в число более 900 немцев, приговоренных с 1951 по 1953 год советским режимом к смертной казни, и были расстреляны. Согласно предварительной информации, более 90% из этого числа были приговорены к смертной казни по фальшивому предлогу. Вероятней всего, сталинский режим пытался показать этим действием свою вездесущность, однако правда это или ложь – еще не доказано.
Теперь, спустя 63 года после тех страшных событий, следует уже заговорить на эту тему открыто, разъяснить, какие претензии относительно немцев были реальными, ну а какие стали просто фальшивым предлогом, а также оценить данные события должным образом.
Слишком кратковременные процессы.
Историк Нэнси Арис, по совместительству замуполномоченная по документам советского Министерства государственной безопасности ГДР, выяснила, что спецслужбы некоторых стран и на данный момент действуют так, будто «холодная война» продолжается. И это дело не касается Владимира Путина, бывшего офицера советского КГБ, провоцирующего эскалацию кризиса на Украине в максимальном соответствии со всеми классическими способами обострения конфликтов.
Арис вела собственное расследование обстоятельств гибели тех семерых немцев, о которых мы упоминали ранее. Если быть точным, она разбиралась именно в обоснованности обвинений, которые выдвинули против них. Данная история получила масштабную огласку благодаря совместному проекту германского Института архивных исследований «Факты и файлы» при российской правозащитной организации «Мемориал» и Федеральном фонде под названием «Переработка прошлого». При этом информация о данном деле строго ограничивалась событиями 30 декабря 1950 года, именно в этот день вышеупомянутые семеро немцев и были приговорены к расстрелу советским военным трибуналом под номером 28240 (данный трибунал входит в печально известную тройку, которая без суда и следствия приговаривала людей к смертной казни).
Предпосылка ровна реабилитации.
Для полного ознакомления со сложившейся ситуацией историку пришлось получить доступ к просмотру материалов и данных, хранящихся в архивах советского КГБ, которым в настоящий момент руководит ФСБ Российской Федерации. Это являлось возможным только в случае, если нужные осужденные были официально реабилитированы столичной военной прокуратурой.
В противном случае, если реабилитация была отклонена, новый запрос на нее, с теоретической точки зрения, можно было подать лишь в том случае, если есть новые доказательства, подтверждающие невиновность осужденных. В связи с этим каждый запрос, который должен был отправиться в Москву, тщательно подготавливался, поскольку этот вариант является очень маловероятным, ведь после первого отказа в реабилитации прошло более 60 лет, и вряд ли за это время кто-то нашел новые доказательства.
Поэтому Нэнси Арис, вместо немецкого Ведомства по изучению истории репрессий и сопротивления времен нацизма, а также ГДР, обратилась к своим коллегам из Берлина и Москвы, «для того чтобы тщательно прозондировать настроения в нынешней администрации Российской Федерации».
Без доступа к документам.
Россия незамедлительно ответила на запрос: «Запрос об реабилитации Зоннтага Гербета и других расстрелянных отклонен еще много лет назад в связи с тем, что они являлись английскими шпионами». После получения отказа Арис незамедлительно обратилась с запросом к британским спецслужбам для того, чтобы выяснить, правда ли то, что Зоннтаг Гербет и Шильд фон Шпанненберг, предположительно глава агентской сети «Вернер», были коллегами известного Джеймса Бонда.
Ответ из Великобритании был получен спустя две недели и, несмотря на все надежды, оказался совершенно бесполезным: «Как Вы знаете, спецслужбы Великобритании следуют принципу не опровергать или не подтверждать любую информацию о деятельности определенных лиц, и о том, ведут ли наши спецслужбы дела относительно этих лиц».
«Герой труда». Как результат, за более чем 60 лет практически ничего не изменилось: спецслужбы продолжают хранить всю информацию под грифом «Секретно», так же, как и во время «холодной войны». Ни о каком укреплении взаимного доверия и говорить не приходится. Всплывает также тот факт, что общее развитие мировой политической ситуации тут ни при чем — это просто такая система. Следовательно, историкам приходится довольствоваться общедоступной скудной информацией из архивов Германии. В соответствии с ними, Шильд фон Шпанненберг действительно поддерживал тесные контакты со спецслужбами Великобритании.