В конце апреля текущего года в окружной суд Южного округа судопроизводства американского штата Нью-Йорк поступил иск от основателя Вконтакте, одной самых популярных на постсоветском пространстве социальных сетей, и двух его компаний. Ответчиками иска названа инвестиционная группа United Capital Partners (UCP), ее управляющий партнер Илья Щербович. Кроме того, в списке ответчиков значатся партнеры группы Виктория Лазарева и Юрий Качуро. Дополняют список бывшие партнеры Дурова – Аксель Нефф, Илья Перекопский и три бывшие компании Дурова, совладельцы активов Telegram, мессенджера, разработанного Дуровым.
Согласно иску, ответчики обвиняются во вступлении в сговор с целью отобрать у истца 3 его компании. Кроме того, по утверждению Дурова, после установления контроля над тремя компаниями, ответчики собирались противозаконно получить долю акций нового проекта истца, мессенджера Telegram. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости мира» журнала для инвесторов и трейдеров «Биржевой лидер».
Основатель популярной социальной сети выдвигает обвинения в нарушении целого ряда норм американского законодательства. Примечательно то, что среди обвинений присутствует, в частности, и нарушение раздела закона об организованной преступности, связанного с рэкетом и коррупцией. Указанная норма законодательства именуется The Racketeer Influenced and Corrupt Organizations Act, или просто RICO. Суть иска Дурова заключается в том, чтобы компенсировать ему все убытки, которые пришлось понести в результате противоправных действий ответчиков и признать в судебном порядке его единственным владельцем Telegram. Примечательно то, что сума убытков в иске не указана. Однако если вина ответчиков по обвинениях в рамках статуса RICO будет установлена, в таком случае сумма возмещения убытков автоматически утраивается.
Содержание судебного иска.
В описании оснований для судебного разбирательства по отношению к бывшим партнерам, Павел Дуров начинает изложение событий из 2011 года. Именно тогда после проведения парламентских выборов столицей Российской Федерации прокатилась волна протестных акций. Федеральная служба безопасности тогда потребовала от Дурова удалить несколько сообществ в социальной сети, в которых протестующие общались между собой, однако основатель популярного сайта отказал спецслужбам. Последствиями такого решения Дурова стал ряд обысков в домах самого несговорчивого предпринимателя, его родственников и идея создания мессенджера, полностью защищенного от отслеживания спецслужбами.
Однако конфликт со спецслужбой предполагал некоторую степень секретности при реализации новой затеи. Поэтому все активы новой компании официального владельца мессенджера Telegram были распределены между несколькими компаниями, действующими в разных юрисдикциях. Основная работа по созданию компании, регистрации торговой марки, покупкой необходимого оборудования и заключением контрактов с лидерами мирового рынка информационных технологий была поручена Неффу и Перекопскому. Финансовая сторона вопроса полностью обеспечивалась Павлом Дуровым. При этом Аксель Нефф стал номинальным владельцем всех трех компаний, которые и стали предметом судебного разбирательства – «Digital Fortress», «Telegram» и «Pictograph».
На протяжении 2012-2013 года, по утверждению Дурова, им было вложено 4,8 миллиона долларов для развития нового проекта. Денежные переводы осуществлялись через американский банк, документы, подтверждающие транзакции к иску также поданы.
Согласно иску Дурова, в марте текущего года он обратился к Неффу с просьбой о переоформлении все документации компаний и прав на мессенджер на зарегистрированное на территории Великобритании некоммерческое общество. Однако, по утверждению Дурова, один из ответчиков заявил, что номинальным владельцем его компаний больше не является. Истец утверждает, что в начале текущего года ответчиками был организован сговор, целью которого являлось завладение активами компаний и мессенждером Telegram с помощью применения международных схем вымогательства.
По предположениям Павла Дурова, Неффа и Перекопского, скорее всего, представителям UCP с помощью коррупционных схем удалось вовлечь в реализацию противозаконных действий и нарушение обязанностей в рамках фидуциарных сделок с истцом. Кроме того, Дуров сообщил в тексте искового заявления о встрече между ним и Ильей Щербовичем, на которой последний предложил бизнесмену подписать соглашение. По условиям соглашения, Дурову предлагалось передать компании UCP 48 процентов акций Telegram в обмен на 52 процента акций каждой из трех компаний, незаконно купленных, представителями инвестиционной группы у Неффа. В связи с вышеизложенными обстоятельствами Дуров считает данное предложение вымогательством, а покупку трех его компаний у Неффа – банальной кражей.
Алишер Усманов, представитель одной из компаний-совладельцев социальной сети Вконтакте, сообщил, что со стороны компании UCP к нему поступали предложения принять участие в реализации преступной схемы по изъятию мессенджера Telegram у Павла Дурова. Однако, по словам Усманова, от подобного предложения они отказались, поскольку считают неприемлемыми подобные действия по отношению к объектам интеллектуальной собственности.