В Центральной Азии затевается большая игра – Казахстан пытается найти в Китае противовес агрессивной политике, проводимой Российской Федерацией. Более подробно о ситуации в Средней Азии узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Издание Foreign Policy отмечает, что Астана весьма осторожно относится к пыткам усиления своего влияния в Казахстане со стороны Российской Федерации, поэтому она стремится завести новых могущественных друзей.
Для Казахстана, богатого газом и нефтью, начиная с 1991 года, то есть с момента обретения независимости, основной задачей во внешней политике является сохранение хороших отношений с небольшой группой стран, являющихся покупателями ее природных ресурсов. В эту группу входят Российская Федерация, Китай и ряд западных стран. Нормальные отношения Астана должна поддерживать при любых обстоятельствах, при этом необходимо не слишком увлекаться ведением одиночной игры – это и есть основной принцип внешней политики Казахстана. До недавнего времени подобное дипломатическое балансирование, которое было весьма осторожным, себя вроде бы оправдывало – спустя два десятилетия с момента распада Советского Союза население Казахстана, численность которого составляет около 17 миллионов человек, является одним самых преуспевающих народов на территории Центральной Азии.
29 мая президент Казахстана подписал соглашение о создании Евразийского экономического союза, куда также вошли Российская Федерация и Беларусь. Стоит отметить, что ЕАЭС, по сути, является детищем российского президента Владимира Путина и ответом Европейскому Союзу со стороны России. Российский лидер надеется, что со временем созданная зона свободной торговли будет привлекать и другие страны ближнего зарубежья, которые связывают свое экономическое и политическое благополучие с Кремлем. Однако за кулисами создания новой зоны свободной торговли, в отношениях между Москвой и Астаной не все так гладко, как кажется на первый взгляд.
Авантюра Путина в Украине стала для Казахстана тревожным звонком.
Для Астаны тревожным звонком стала авантюра Владимира Путина в Украине. Ведь в Казахстане также проживает значительное количество этнических русских – самое большое количество среди всех бывших среднеазиатских республик. Среди населения Казахстана этнические русские составляют практически четвертую часть. Поэтому Астана опасается, что Владимир Путин может затеять с Казахстаном своеобразную игру – сперва он попробует как можно ближе втянуть страну в зону российского влияния, усиливая интеграционные процессы, а затем будет ожидать массовых волнений в стране, которые вполне могут возникнуть после смерти Назарбаева. Напомним, что сейчас казахскому лидеру 73 года. Именно на фоне возможных волнений в Казахстане путин может попытаться установить еще больший свой контроль над этой центральноазиатской страной.
В этой связи Казахстан приложил определенные усилия, чтобы несколько поумерить амбиции ЕАЭС, создатели которого стремились привести страны, входящие в Экономический союз к еще большему экономическому, военному и политическому единству. В частности, Астаной были отклонены поступившие из Москвы предложения о введении на территории ЕАЭС единой денежной единицы и единого паспорта. Также было отвергнуто предложение о создании единого парламента.
Скорее всего, участие Казахстана в ЕАЭС означает временный отказ Владимира Путина от попыток дальнейшей интеграции. Несмотря на это, Астана уже пытается защитить себя от потенциальной агрессии, в частности. В казахском парламенте рассматривают внесение ряда поправок в Уголовный кодекс страны, которыми предусматривается усиление ответственности за ведение деятельности сепаратистского характера. Несмотря на то что пока нет никаких сообщений о ведении подобной деятельности на территории Казахстана, многие эксперты полагают, что таким образом руководство Казахстана заранее принимает меры предосторожности.
Налаживание отношений на востоке – попытка Астаны перестраховаться.
Астана пытается перестраховаться, пытаясь наладить отношения на востоке, поскольку с опасением смотрит в сторону Москвы и на крымские события. В так называемой "новой большой игре" между Китаем и Российской Федерацией, Казахстан является достаточно важным полем боя – ведь призом в этой "игре" может стать полное влияние в богатой природными ресурсами Центральной Азии. Некоторые казахские политики надеются, что более тесные отношения с Китаем могут стать противовесом влияния со стороны России.
Только вопрос, каким образом Астана с ее, ставшей уже традиционной внешней политикой, сумеет совместить усилившуюся интеграцию с российской Федерацией и зависимость от Китая, пока остается открытым. По словам одного из банковских аналитиков, вполне возможно, что Казахстан уже не сможет сохранять баланс в отношениях с двумя могущественными соседними странами, поэтому Астане следует пересмотреть свою политику достижения компромиссов.
Отметим, что Российская Федерация также поглядывает в сторону Китая, ища в нем союзника в борьбе с давлением со стороны Европейского Союза и Соединенных Штатов, хотя многие аналитики предполагают, что ничем хорошим для Москвы подобный союз не закончится – Пекин умеет вести переговоры с партнерами, у которых выкручены руки, извлекая при этом максимальную выгоду для себя.