Появление Евразийского экономического союза усиливает обеспокоенность возможной изоляцией отдельных государств от Запада, как полагает Джек Фарчи 10 июля в британской газете «The Financial Times».
Путин назвал договор о создании ЕАЭС документом «действительно эпохального исторического значения».
Астана в постсоветском Казахстане стала его столицей. Здесь во Дворце независимости политические лидеры трех стран встали перед тысячей высокопоставленных российских, белорусских и казахстанских чиновников и неловко аплодировали самим себе в конце прошлого месяца.
Президент Российской Федерации приветствовал подписанный только что им и его коллегами из Беларуси и Казахстана договор, охарактеризовав его как документ исторического эпохального значения. Официально утверждение Евразийского экономического союза состоится в конце мая, а начнет же он действовать с января. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что ЕАЭС отражает многолетние и напряженные усилия РФ в ее поисках противовесов ЕС.
Что стоит за подписанием документов в Астане?
Эта экономическая сделка есть механизм, ставящий три страны и, возможно, еще Армению и Киргизию в равные договорные условия. Однако она отражает более масштабные инициативы России в деле привлечения бывших республик СССР в свои железные объятия, поскольку украинский кризис создает пропасть между Западом и Москвой.
Санкции вынуждают ее обращаться как бы вовнутрь. Поэтому существует обеспокоенность, что общий рынок с Россией доведет в конце концов страны в Центральной Азии и на Кавказе до изоляции. По мнению директора в ереванском Центре региональных исследований Ричарда Гирагосяна, эти страны оказываются в ловушке нового «железного занавеса» не на нужной стороне исторического процесса.
Впервые идея создания образования под названием Евразийский экономический союз была выдвинута президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым в его выступлении в 1994 году в Москве. Такая концепция набрала свои обороты в 2000 году с приходом Путина на должность президента России. Он подписывал различные соглашения с полдюжиной государств о создании ЕАЭС, казавшиеся обычной и ни к чему не обязывающей говорильней.
Мировой кризис финансов породил же более амбициозные и глобальные замыслы. В 2010 году Беларусь, Россия и Казахстан учредили Таможенный союз, а в следующем году договорились о движении в направлении «единого экономического пространства» для капитала, трудовых ресурсов, услуг и товаров.
Теоретически тесная экономическая интеграция дает преимущества и выгоды для Казахстана и Беларуси, которые явно меньше Российской Федерации. Производители первых двух стран получат свой доступ к общему рынку со 165-миллионным населением, что в разы больше населения Казахстана и Беларуси.
В силу этого некоторые страны видят неотразимую притягательность России. Она дает около 60 процентов в белорусском импорте и свыше 35 процентов в экспорте Беларуси. Российские компании вложили почти половину в общем объеме иностранных прямых инвестиций в Армении, а киргизы, работающие в России, посылают домой денежные переводы на сумму около 30 процентов внутреннего валового продукта Киргизии.
Соглашения с российскими компаниями ведут к усилению контроля последних в ключевых отраслях и предприятиях соседних государств и укрепляют давние связи между Россией и ближним зарубежьем.
В бывших республиках Советского Союза живет немалое количество русских, в том числе в северных районах Казахстана. В некоторых из этих стран есть военные российские базы – от всемирно известного космодрома Байконур в Казахстане и до 201-й дивизии в Таджикистане, являющейся крупнейшим военным гарнизоном России за пределами ее границ.
Российским телевидением обеспечивается значительная часть новостного и развлекательного вещания населению этих регионов. Гирагосян показывает, как гостелевидение Армении сейчас нахваливает оккупационную российскую политику на Крымском полуострове и возвращает ностальгию к советскому кино.
В целом российское экономическое влияние явно усиливается. Российские предприятия и компании ужесточают контроль в ключевых отраслях бывших республик Советского Союза, начиная энергетикой и кончая транспортными коммуникациями и связью. Государственная компания «Газпром», инструмент Кремля, играет решающую роль здесь. В феврале полностью выкуплена армянская газовая госкомпания, переименованная в «Газпром Армения». В апреле куплена за 1 доллар оказавшаяся в долгах киргизская газовая компания «Кыргызгаз», переименованная сразу же в «Газпром Кыргызстан». Некоторые аналитики полагают, что подобное наступление носит политический и стратегический характер.
Критики России полагают, что это свидетельствует о «ресоветизации» постсоветского пространства. ЕАЭС является значительным шагом к этому, как высказалась в 2012 году тогдашний руководитель Госдепа США Хиллари Клинтон. Это называется Таможенным союзом или Евразийским союзом, но цель их известна. По мнению госпожи Клинтон, Америка пытается выработать какие-либо эффективные способы замедлить или остановить этот процесс «ресоветизации». От нее же недалеко и до изоляции путем создания нового «железного занавеса».