14 июня текущего года в Театр Сандерса, что находится в Гарвардском университете, приехал известный современный российский пианист Д. Мацуев для того, чтобы дать там свой сольный концерт. Вместе с тем представители одной проукраинской группы провели непосредственно перед началом концерта этого пианиста собственное культурное мероприятие Arts Against Aggression Street Festival. На своей персональной странице в Фейсбук организаторы мероприятия призвали зрителей «прославлять творческую силу искусства и активно выступить с протестами против роли Д. Мацуева в его активной поддержке агрессии В. Путина относительно Украины».
Эти два параллельных мероприятия стали вполне типичным очередным эпизодом сезона, во время которого происходили масштабные столкновения музыки и большой политики на невероятно высоком уровне. К примеру, в мае во время очередного концерта «Виртуозов Москвы» и В. Спивакова в вышеупомянутом Театре Сандерса одного человека даже арестовали. Представители Бостонской группы, которые стояли за тем уличным фестивалем, также организовали массовые протесты против запланированных ранее концертов Спивакова в 6 других городах. С аналогичным не совсем теплым приемом внезапно столкнулся и другой популярный российский дирижер, В. Гергиев, во время собственных выступлений в Мюнхене и Нью-Йорке.
Всех данных музыкантов объединяет то, что они вошли в состав известной группы представителей современной культурной элиты России, которые в марте текущего года подписали официальное письмо в поддержку нынешней политики Путина на Крымском полуострове, как передают специалисты издания «Биржевой лидер».
Независимо от того, почему они решили подписать это скандальное письмо в поддержку действий своего президента, пропутинские позиции данных музыкантов сейчас преследуют их на гастролях за границей. Подобная ситуация также оказалась причиной начала ведения более значительной дискуссии по вопросам о главном значении такого рода писем, о степени свободы самих деятелей искусства, а также о многих призраках недалекого советского прошлого, которые на заднем плане порой возникают.
Отголоски советского режима.
За данной темой скрывается также главный вопрос о том, насколько именно далеко в прошлом осталось т. н. «наследие советской эпохи». Когда в наше время речь заходит о произведениях классической музыки, это наследие оказывается достаточно противоречивым и сложным. Режим облагородил данную конкретную форму искусства, поставив ее и самых выдающихся ее деятелей на настоящий национальный пьедестал и так же цинично использовав престиж музыки исключительно в интересах государства.
В советские времена от музыкантов настоятельно требовали поддерживать такой престиж под настоящей угрозой преследований со стороны своего государства. В 1949 году И. Сталин вызвал г-на Шостаковича на персональную встречу для того, чтобы попросить его съездить на Вальдорфскую мирную конференцию в американском Нью-Йорке, и Шостакович дал согласие, потому что попросту у него не было никакого выбора. В более поздние советские времена правила игры в т. н. «кошки-мышки» немного изменились. На сегодняшний день ситуация оказалась еще более запутанной, ведь государство может повлиять на умы людей посредством более разных каналов.
«Я сейчас вообще не верю, что кого-то заставили что-то подписывать, — рассказал дирижер одного из московских оркестров К. Орбелян в своем интервью зарубежным журналистам. — Вы всегда можете запросто промолчать».
Известный пианист и дирижер И. Солженицын, сын самого А. Солженицына, присоединился к данному высказыванию в своем личном электронном письме. «Выбор всегда есть, — констатировал он. — В этом случае, учитывая поистине масштабную поддержку политики российского государства в Крыму среди многочисленного российского населения, вполне вероятно, что многие современные деятели искусства, которые ранее подписались под письмом, оказались искренними в своих чувствах. Между тем некоторые из них могли ощутить на себе сильнейшее скрытое давление и поэтому это письмо и подписали».
И. Солженицын также предостерегает против того, чтобы начинать проводить какие-либо параллели между текущей ситуацией и более ранними временами советской культурной жизни. «Перед нами сейчас авторитарная система, которая несет в себе определенные отголоски недавнего советского прошлого, но и одновременно с тем базовые свободы и разные возможности, о которых терроризируемая И. Сталиным интеллигенция вообще не могла мечтать, — объяснил он. — Любые зигзаги на непрямом пути России по направлению к настоящей свободе все-таки не нужно путать с сокрушительной тяжестью огромного большевистского сапога».
Чтобы постараться понять ситуацию, в которой сейчас оказались многие российские деятели искусства, нужно иметь представление о самом советском наследии, но оно вовсе никак не выступает определяющим фактором. Он напоминает нам скорее о том, что политика и музыка в России достаточно долгое время были тесно связаны. «И когда современные деятели искусства получают существенное поощрение от Кремля за их вклад в отечественную культуру, они не должны искреннее удивляться тому, что политика Москвы их преследует даже вдалеке от родины», - пишут иноСМИ.