Трюк со скандальным референдумом, который подтверждает якобы желание народных масс Крыма как можно скорее слиться с Россией, груб и явно нагл, но все-таки он работает. Не всем хватает правдивой информации, чтобы увидеть огромный цинизм, с которым В. Путин продолжает оправдывать оккупацию, и появления такого поистине простого объяснения, - «это воля крымчан», стало для многих вполне достаточно.
Но все же разность крымского и украинского мировоззрений и политических предпочтений имели место всегда, и поэтому легкость, с которой большинство жителей Крыма, за исключением представителей крымских татар, приняли собственное новое положение, ни у кого не вызывает большого удивления. Почему массовая измена граждан смогла произойти? Таким вопросом задается известный крымский обозреватель А. Кириллов, о чем передает «Радио Свобода».
По информации разных источников, на самом деле в референдуме» участвовало около 30 процентов крымчан, получается, признав, что крымские татары данное мероприятие игнорировали, где-то 45 процентов «славянского» населения». Этого достаточно для ощущения настоящей «победы большинства». К тому же, референдум проходил в состоянии индивидуального и общественного стресса, когда реакции психики могут быть вообще неоправданно иррациональны.
Разные застарелые обиды внезапно актуализируются, а страхи быстро преодолевают барьеры рационального. И обид, и страхов, и иллюзий у самих крымчан хватало, кроме этого, вот уже больше двадцати лет они себя чувствовали в ужасающем одиночестве – своего рода советские пионеры, которые не успели повзрослеть, но уже начавшие резко стариться.
Дети империи.
В своей массе современные крымчане– это в лучшем случае уже здесь родившиеся, а чаще – родители таковых, которые уже в зрелом возрасте прибыли в Крым. Для них Крым всегда был и дальше останется местом новым, это советские люди, чувство земли и определенное чувство ответственности за нее у них сильно понижено. В этом огромное отличие крымчан от большей части иных украинцев, которые имеют глубокую семейную и культурную укорененность.
Для большинства украинцев история Украины это история их семей, их сел и городов. Для крымчан «история личного прошлого» резко обрывается в момент его приезда на полуостров, вглубь уже нечего различать. Крым – это то, что они сами застали после прибытия. К тому же, своим приездом многие крымчане обязаны разрешению Империи, которая позволила им осесть в привилегированной провинции.
После неожиданного распада СССР все стало еще хуже. 90-е для крымчан были временем хаоса и большой нищеты, никакие свободы и права не могли это компенсировать, тем более что особой нужды в свободах и правах мало кто тогда испытывал. Особенно когда почти нет денег, а на улицах часто стреляют бандиты. Хоть какая-то стабильность стала желанной, слишком уж сильно напугала нестабильность.
Известная Оранжевая революция оказалась малопонятной жителям полуострова. А когда она резко сошла на нет, сама историческая дееспособность большой украинской нации вызывать стала вопросы или даже откровенные насмешки.
Крымчане, словно с галерки, наблюдавшие за явно неудачными попытками государства стать хоть немного более европейским, все более убеждались: с ними каши никакой не сваришь. Выбор, который постоянно украинцы ставили перед собой – а возможно ли жить в насквозь прогнившем государстве – для крымчан был очень далек: государство, считают они, это данность, с ней бессмысленно бороться.
Выбирать своих депутатов, сортировать кандидатов, оценивать показатель лживости каждого из них жители Крыма быстро устали. Прикладывать необходимые силы для создания каких-то новых политсил никак не могли - человеческий материал оказался слишком низкокачественным – косвенно в силу слабой памяти, неукорененности, отсутствия других, кроме советских, ценностей.
А еще настоящая крымская элита из-за того не состоялась, что слишком много внимания к полуострову привлечено было в силу желания многих построить там дачу, дворец, особняк. Крымчанам дали более чем отчетливо понять – над вами власть мы берем без вас, сопротивление опасно. Крымчане все это усвоили.
К тому же, поблизости была Россия – во всех смыслах историческая родина. И там все было более чем отлично – стабильность, Путин, не тянет в лицемерную и непонятную Европу. Российские туристы – небрежные и богатые.
Нынешний Майдан у крымчан вызвал, во всяком случае тех, кто пошел потом на референдум, по максимуму проявление вышеперечисленных социально-политических феноменов своего сознания. Он, этот Майдан, не уважает власть и анархичен, он бесстрашен, и поэтому вдвойне опасен, он антипутинский, он за собой повлечет нестабильность. Лживая и глупая и демократия сменится настоящей диктатурой представителей украинского национализма.
Соваться под свист пуль лишь ради того, чтобы сместить В. Януковича – для крымчан это было слишком, это проявление чуждого для них поведения. И потому Майдан был сильно пугающим. "И поэтому зеленые человечки были встречены многими с симпатией– тогда как большинство в 70 процентов или скрипело от ярости зубами, или, по крымской привычке, ожидало решения, которое примут в двух столицах, считает А. Кириллов", - передают журналисты из издания "Биржевой лидер".