Комментируя ситуацию, сложившуюся в Украине, Збигнев Бжезинский отметил, что у российского президента сейчас есть три варианта действий по отношению к соседней стране. Какие три варианта, по мнению Бжезинского, есть у Владимира Путина, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Вспоминая речь, которую российский президент Путин еще три месяца назад произнес в Государственной думе, Збигнев Бжезинский отмечает, что президент России в тот момент, скорее всего, мало думал о том, что те события, которые он инициировал, могут иметь значительно более серьезные долгосрочные стратегические последствия. Комментарий, озвученный Бжезинским, является адаптированной версией той речи, с которой он должен выступить перед членами комитета Сената Соединенных Штатов по международным отношениям.
Политолог считает, что теперь у президента Российской Федерации есть всего три варианта своих действий по отношению к Украине.
Компромиссный. Первым вариантом является так называемый "компромиссный", когда Кремль прекратит все свои попытки, направленные на дестабилизацию ситуации внутри Украины, параллельно с этим полностью устранив существующую угрозу внешнего вторжения. Еще одним аспектом данного варианта является договоренность относительно негласного смирения России в вопросе приближения Украины к полноправному членству в Европейском Союзе. Бжезинский подчеркнул, что наряду с этим необходимо вести активную разъяснительную работу по поводу отсутствия у Киева стремления присоединиться к НАТО, одновременно объясняя, что и Запад не рассматривает вопрос присоединения Украины к Альянсу, ведь Россия испытывает по этому поводу вполне объяснимое беспокойство.
С другой стороны, необходимо объяснять, что Москва не должна рассчитывать на возможное присоединение Киева к Евразийскому союзу, хотя заключения между Россией и Украиной некоего торгового соглашения исключать также нельзя.
Со стороны международного сообщества могло бы последовать одобрение такого сценария и возобновление со стороны Запада нормальных отношений с Российской Федерацией, в том числе и отмену введенных ранее санкций.
Продолжение финансирования скрытого военного вмешательства. Согласно второму варианту, все останется так, как и было – Кремль продолжает финансирование своего "завуалированного военного вмешательства". По мнению Бжезинского, в этом случае западные страны будут вынуждены использовать такой инструмент давления, как санкции, сделав их длительными и болезненными для России. При таком развитии "безнадежно больными" станут сразу две страны – и Украина (ввиду ведущихся против нее деструктивных действий), и Россия, попадающая под пресс санкций.
Вторжение в Украину. Третьим вариантом, считает политолог, является вторжение России в соседнюю страну. При реализации данного сценария Кремль получает изолированную от мирового сообщество страну с растущими внутри нее волнениями и перманентную враждебность со стороны украинского народа.
Бжезинский убежден, что необходимо найти формулу компромисса – именно это и будет наиболее правильным выходом из сложившейся ситуации.
Киеву удалось развернуть ситуацию на Донбассе.
По мнению Адриана Каратники, старшего научного сотрудника Atlantic Council of the U.S., украинские силовики сумели повернуть ситуацию на Донбассе в свою пользу. Итогом их работы является возвращение под контроль центральной власти страны примерно трех четвертей территории региона и практически половины его населения.
Кроме того, когда украинской армии удалось достичь серьезных успехов на Востоке Украины, значительно изменилась и тональность российских средств массовой информации, освещающих события в Украине. Изменились также настроения и самих россиян – итоги последнего опроса, проведенного социологами ВЦИОМ, показали, что 66 процентов опрошенных граждан Российской Федерации являются противниками военного вмешательства России в украинские события.
Впрочем, по словам Каратники, проблемы в восточных областях Украины еще не решены – ведь примерно 3,5 миллиона человек продолжают находиться под контролем сепаратистов, хорошо вооруженных боевиков. Еще два миллиона человек находятся непосредственно под властью Москвы – на территории Крымского полуострова. Он полагает, что дальше события в Украине могут развиваться по двум сценариям – мирному и военному.
Военный сценарий исключать нельзя, поскольку в рядах боевиков много граждан, которые воют за свои убеждения, сражающихся вместе с российскими ультранационалистами. Поэтому, вполне вероятно, что при освобождении силовиками Донецка и Луганска, кровопролития в этих городах избежать не удастся.
Мирный сценарий заключается в том, что необходимо начать переговорный процесс, и Германия уже пытается убедить киевскую власть в том, что в диалоге должен принимать участие Виктор Медведчук, известный своей пророссийской позицией.
Адриан Каратники подчеркнул, что при любом исходе уже очевидно, что украинская стратегия Путина потерпела поражение – своими действиями он только вызвал подъем патриотизма среди украинцев и способствовал возникновению в Украине проевропейского большинства.