Россия должна немедленно принять меры, которые посодействуют деэскалации напряженности в соседней Украине. Об этом речь шла во время нового телефонного разговора американского президента Обамы и премьера Великобритании Кэмерона, о чем сообщили сотрудники пресс-службы Белого дома.
Лидеры обеих государств "выразили сильную обеспокоенность по поводу явно нарастающей напряженности и дальше продолжающегося насилия на востоке Украины". Они "согласились, что России нужно сделать немедленные шаги для деэскалации такой ситуации".
В сообщении говорится, что данные шаги уже были доведены до сведения Москвы. Они включают острую необходимость в обеспечении двустороннего прекращения огня, которое бы непременно соблюдалось поддерживаемыми Кремлем сепаратистами, создание более чем эффективного механизма ОБСЕ для мониторинга границы, подготовку т.н. "дорожной карты" переговоров в рамках работы контактной группы и полноценное освобождение заложников".
Из-за того, что прогресса в реализации данных требований вообще нет, Кэмерон и Обама "согласились с тем, что США и Европе нужно принять дальнейшие более скоординированные меры" по еще большему ужесточению санкций против Москвы, если она "не сделает нужных шагов в направлении деэскалации".
Журналисты издания "Биржевой лидер" напоминают, что ранее помощник руководителя американского Минфина по противодействию финансированию современного терроризма Д. Глейзер во время слушаний в известном Комитете по международным отношениям в Сенате заявил, что правительство его страны разрабатывает несколько вполне возможных вариантов применения санкций против российских властей и экономики РФ. Такая подготовка санкций включает в себя тесные консультации со многими странами ЕС и G-7, в первую очередь, с Францией, ФРГ и Великобританией.
В Москве готовы наносить "ответные точечные удары" по Украине.
Трагедия в приграничном Донецке, что в России, еще больше обострила отношения Москвы и Киева. РФ отреагировала на обстрел собственных территорий и гибель своего же гражданина жестким предупреждением. МИД объявил, что Москвой "рассматривается данная провокация как очередной агрессивный акт со стороны Украины в отношении суверенной территории и граждан РФ". И также предупредил: "Инцидент отчетливо свидетельствует об опасной эскалации напряженности в области госграницы и может иметь разные необратимые последствия, полная ответственность за которые ляжет на Киев".
Несколько источников, близких к Кремлю, сообщают, что в Москве рассматривают возможность "нанесения т. н. точечных ответных ударов" по территории Украины. По его словам, РФ "точно знает, откуда именно стреляют". Аналогичную идею недавно высказал и вице-спикер Совфеда Е. Бушмин. По его словам, полностью пресечь обстрелы с украинской стороны могло бы применение в ответ высокоточного оружия.
На вопрос СМИ, не опасаются ли в Киеве ответных действий со стороны РФ, глава МИД Украины П. Климкин заявил, что в данном случае "Москва ответит сепаратистам", ибо "было сразу несколько случаев обстрела приграничных пунктов России с украинской территории, но полностью доказано, что обстрел велся именно со стороны террористов".
Вместе с тем, по мнению экспертов, в Москве вряд ли пойдут на реализацию на Украине полномасштабного силового сценария. "Похоже, высшее руководство страны прекрасно осознает будущие долгосрочные последствия подобной интервенции. Даже в случае более чем успешного блицкрига эта операция затем потребует долгосрочных усилий по поддержанию мира в Украине и приведет к международным издержкам", — объясняет вице-президент ПИР-Центра Д. Поликанов.
Не видит каких-либо условий для реализации Кремлем силового сценария и Д. Тренин - глава Московского Центра Карнеги. "Даже несмотря на то, что такой трагический инцидент в Донецке, Ростовской области, резко приобрел громкое звучание, главная стратегия Путина в Украине изменится вряд ли. Эта стратегия заключается в том, чтобы реализовать интересы Москвы без непосредственного вмешательства в нынешний конфликт на Украине, которое непременно повлекло бы полный разрыв с Западом, — заявил Д. Тренин.— В данной ситуации я бы ожидал от России решительных шагов от ее же дипломатов, но не уверен, что за ними обязательно последует военное участие, включая введение в Украину современных российских миротворцев".
"Трагедия в российском Донецке показала, что ограничить сам конфликт на украинском востоке лишь территорией Украины невозможно. Те, кто ранее предполагал, что нас никогда и никак этот конфликт не затронет, о заблуждались",— говорит гендиректор Совета по международным делам РФ А. Кортунов. По его словам, в связи с эскалацией конфликта в восточных регионах соседней Украины возникает множество вызовов и угроз российской нацбезопасности: большое число неконтролируемого оружия у госграницы РФ; проблемы трансграничной преступности и беженцев; кроме этого, с двух сторон есть силы, явно заинтересованные в жестких провокациях с целью втянуть Москву в войну в соседней стране.
Случившееся еще более актуальным делает политическое урегулирование, ведь когда такое урегулирование вообще отсутствует, не допустить подобного рода инциденты слишком трудно, как отмечают российские эксперты.