На фоне последних событий в Украине, и особенно после крушения малайзийского "Боинга", в причастности к которому обвиняют Российскую Федерацию, западные страны все больше усиливают давление на Москву, расширяя пакет санкций.
Соединенные Штаты, не имеющие с Россией таких торговых связей, как Европейский Союз, ввели против России более жесткие санкции, чем ЕС. Ширится мнение, что Вашингтон может использовать для давления на российское руководство так называемую "иранскую схему". Как может надавить Белый дом на Кремль, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Издание The Wall Street Journal, задаваясь вопросом, насколько серьезными могут быть последствия ужесточения санкций со стороны западных стран для российской экономики, приводит параллели с Ираном – ведь экономику этой страны, как и российскую, называют "нефтяной", и ей тоже пришлось столкнуться с введенными экономическими санкциями.
В Вашингтоне уже многие призывают Барака Обаму ввести против Российской Федерации санкции, наподобие тех, которые ранее были введены против Ирана. По их мнению, такой шаг со стороны Белого дома должен заставить Кремль остановить свою агрессию по отношению к соседней стране. Более того, бытует мнение, что в случае применения к России "иранского сценария", Владимир Путин даже может вернуть Крымский полуостров обратно Украине.
Напомним, что Соединенные Штаты вели против Ирана довольно обременительную кампанию, направленную на принуждение страны отказаться от развития своей ядерной программы, при этом усилия Вашингтона в этом вопросе можно назвать успешными лишь частично. Санкции, введенные против Ирана, включали в себя ограничения на ведение бизнеса с иранскими компаниями, ограничения на торговлю с этой страной, заморозку некоторых иранских активов, и введение эмбарго на покупку другими странами иранской нефти.
После того как в 2012 году против Тегерана были введены самые серьезные санкции, иранская экономика ощутила очень серьезный удар. ВВП страны упал на 5,6 процента, уровень инфляции достиг 40 процентов, по сравнению с итогами 2011 года импорт сократился на 13 процентов, при этом объем экспорта упал более чем на 25 процентов. Уровень безработицы поднялся до отметки в 12 процентов, но, как оказалось, это еще не предел, поскольку он и дальше продолжал расти.
Иранцы отреагировали на ухудшение экономической ситуации в стране сменой правительства – они проголосовали за новое правительство, которое было готово к ведению переговоров относительно сворачивания ядерной программы Ирана.
Европа слишком зависит от российских газа и нефти для реализации "иранского сценария".
Стоит отметить, что экономически изолировать Россию – это не такая простая задача, как кажется некоторым особо "горячим головам". Напомним, что Соединенным Штатам удалось сделать введенные против Ирана санкции чувствительными для экономики этой страны лишь после того, как Вашингтону удалось убедить руководителей большинства ведущих мировых государств присоединиться к введенным санкциям.
Соединенные Штаты вводили против Ирана разные ограничения, в том числе и торговые, начиная с 1973 года – когда в этой стране произошла революция. Однако до недавнего времени, все меры, принимаемые Вашингтоном против Тегерана, не приводили к серьезным последствиям для иранской экономии, как и введение Соединенными Штатами различных ограничений с 1960 года против революционной Кубы.
Еще одним немаловажным фактором того, почему руководство ряда западных стран согласилось на запрет поставок нефти из Ирана, является появление на рынке альтернативы иранскому "черному золоту" – Соединенные Штаты и Канада резко увеличили уровень добычи нефти за последнее десятилетие, предотвратив тем самым кризис 79-80 годов, когда произошедшая в Иране революция нанесла ощутимый удар по экономике западных стран.
Ситуация с Россией совсем другая – вряд ли Вашингтону удастся достичь согласия Европейского Союза на применение против Российской Федерации таких же санкций, как и против Ирана, поскольку около 25 процентов природного газа, который потребляют европейские страны, поступает в Европу именно из России.
При этом российское топливо – это около 50 процентов от объема природного газа, импортируемого Европейским Союзом. Примерно такая же ситуация и с нефтью и углем – Европейский Союз покупает у России примерно треть и четверть потребляемого объема данных энергоресурсов соответственно. Причем зависимость при поставках природных ресурсов является обоюдной – на долю европейского рынка приходится 55 процентов от всего объема российского экспорта, включая 70 процентов экспортируемого Россией газа и 90 процентов экспортируемой нефти.
Введение против России "иранских санкций" – это не более чем способ одернуть российское руководство, но не способ остановить Россию. Непонятно, какие страны поддержат США в этом вопросе, и предыдущий опыт наглядно показал, что в одиночку Вашингтон мало что добьется. Также пока непонятно, какие экономические потрясения должны произойти в России, чтобы от него отвернулось 80 процентов поддерживающего его населения. Поэтому в ужесточении санкций против России вопросов сейчас больше, чем ответов.