По какой причине Берлин столь активно настаивает на налаживании диалога с Москвой? Какую помощь можно ожидать украинцам от Европейского Союза и Германии в урегулировании конфликта на востоке Украины?
«Лично я таких акций вообще не понимаю», – комментирует Вольфганг Цельнер спам-атаки в адрес Ангелы Меркель, канцлера ФРГ. Стоит сказать, что Цельнер является руководителем Центра изучения ОБСЕ. В данном случае под спам-атаками имеются в виду комментарии «Danke Frau Ribbentrop», которые в один момент наводнили страничку канцлера ФРГ в соцсети Facebook. Отметим, что в данном комментарии, перевод которого звучит как «Спасибо, госпожа Риббентроп», присутствует намек Йоахима фон Риббентропа, министра иностранных дел нацистской Германии.
Имеется также ряд других случаев прямых или же косвенных обвинений, направленных в адрес Ангелы Меркель, которые распространяются в сети Интернет и на отдельных украинских телевизионных каналах. В таких обвинениях в основном выражается недовольство чрезмерно близкой, согласно мнению критиков, дистанцией между российским президентом Путиным и главой правительства Германии, а также неготовностью Меркель к наиболее решительным действиям в отношении Кремля, как пишет издание «Deutsche Welle».
Цельнер утверждает, что такие волны критики только отвлекают от факта того, что прежде всего проблемы у Украины возникли именно вследствие неэффективного управления государством. «Вероятнее всего, Украина является наиболее плохо управляемой страной в Европе. Так, почти за 25 лет ни население, ни элиты не смогли ничего изменить. И война, и сегодняшний кризис во многом являются результатом именно плохого управления», – считает эксперт. Он утверждает, что только Европейский Союз под руководством Германии может оказать поддержку Украине на пути выхода из данного кризиса, предоставив при этом финансовую помощь. В связи с этим реакция украинцев очень сильно удивляет Цельнера: «Нельзя одновременно хотеть вступить в Европейский Союз и оскорблять его главных представителей».
В свою очередь Ханс Кунднани, будучи членом Евросовета по международным отношениям, к «фрустрации» украинцев отнесся с пониманием. По его мнению, Германия не сдерживает ЕС на пути к жесткому диалогу с Москвой в вопросе украинского конфликта. «Полагаю, немцы не те, кто мешает такой политике больше других», – говорит он. По его наблюдениям, Германия и без того за последние годы серьезно сместилась от полюса настроенных дружественно к Кремлю государств Евросоюза к оппонентам Москвы. «В Германии сейчас идут дебаты касательно новой политики по отношению к РФ. Никто не знает, какой она должна быть», – утверждает Кунднани.
Сегодня Берлин намного активнее принимает участие в урегулировании кризиса, разразившегося в Украине, чем во времена похожих конфликтов на Балканах в 90-е годы. На то время главным игроком были Соединенные Штаты, о чем напоминает Цельнер: «Немецкая сторона взяла на себя главную роль по части дипломатических усилий по урегулированию украинского кризиса. Для международной политики это что-то новое».
Ханс Кунднани на вопрос касательно того, по какой причине Германией не были приняты более жесткие меры против РФ, предложил встречный вопрос: «Нужно себя для начала спросить: жестче, чем кто? В таком случае критики Берлина зачастую указывают на Соединенные Штаты, однако США находятся в иной ситуации. Между Штатами и Российской Федерацией не так интенсивна торговля, как между Москвой и Берлином, поэтому санкции им вводить намного легче».
Что мешает начать диалог?
Требования украинского правительства и критиков Кремля ввести более жесткие санкции против Москвы Европейский Союз может выполнить только частично, как утверждает Вольфганг Цельнер. При этом такие штрафные меры, с его слов, являются средством налаживания диалога, а не самоцелью. «Однако у меня сложилось впечатление, будто у сторон есть определенные проблемы с тем, чтобы начать диалог», – говорит Цельнер. В это же время Берлин полагает, что путь диалога является безальтернативным. «Что бы стало альтернативой? Оказание Украине военной помощи, что смогло бы вовлечь нас в самую настоящую военную конфронтацию с РФ? Это просто немыслимо с точки зрения немецкой политики», – поясняет Цельнер.
Такое стремление немецкой стороны сделать ставку именно на диалог «ничего общего с ситуацией в Украине или же особенностями конфликта не имеет», как говорит Кунднани. Он подчеркивает, что еще со времен «восточной политики» Вилли Брандта Берлин больше никаких рецептов не имеет. В этой связи на вопрос о том, какую помощь следует ожидать украинцам от Германии, эксперт отметил: «Ее не будет много – вот такой у меня короткий ответ. Уже подписано Соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Считаю, что экономическое сближение будет продолжено, однако, если говорить честно, не стоит сверх этого ожидать многого. Не исключено, что если конфликт начнет разгораться, немецкая сторона попросту не увидит каких-либо альтернатив. Однако, скорее всего, Берлин будет стараться избежать новых санкций», – говорит эксперт.
Вольфганг Цельнер утверждает, что Украина может рассчитывать на хорошую финансовую помощь Германии и Евросоюза, однако проблема заключается в том, что такая помощь эффект принесет результат далеко не сразу. По его словам, единственное, что получится – это спасти страну от банкротства, которое угрожает Украине постоянно.