Вирус именуется «Snake». Этой чрезвычайно опасной программе-шпиону удалось внедриться в кабинет премьера Украины, как рассказало 7 августа издание The Financial Times, ссылаясь на отчет аналитиков по информационной безопасности из компании Symantec. С 2012 года вирусом было заражено приблизительно 60 компьютеров, что практически предоставило злоумышленникам доступ ко всей системе. Помимо этого, пострадали приблизительно десять посольств Украины.
Таким образом, секретное дипломатическое сообщение попало в руки злоумышленников, что, в частности, актуально на фоне разногласий между Украиной и Российской Федерацией. Некоторые моменты подтверждают причастность Москвы: так, к примеру, в исходном коде находятся русские слова и часовой пояс региона. Помимо этого, неопровержимых подтверждений причастности Российской Федерации к данной кибератаке не демонстрируется. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Этот присутствующий с 2006 года вирус стал стремительно проводить деятельность именно в прошедшем году и именно в сетях Украины. По сообщениям британской компании BAE Systems, из 56 определенных случаев заражения в мире с 2010 года 44 были отмечены за прошлый год. И 50 процентов из них приходилось на Украину. Вместе с тем частотность атак повышалась по мере усиления кризиса с Российской Федерацией: с начала года было определено 14 случаев.
Конфликт в Сети.
Этот факт является частью конфликта, который разгорелся между двумя государствами во Всемирной сети. Проблема в том, что с образования кризиса хакеры с двух сторон устроили на цифровой арене битвы атаки самого различного масштаба. Самым распространенным вооружением в их руках являлись DDoS-атаки, которые заключались в перенасыщении того либо другого Интернет-ресурса запросами.
16 марта нынешнего года, в день осуществления референдума о самоопределении в Республике Крым, неустановленные граждане заблокировали сайт, основанный террористическим правительством. Вскоре после этого под ударом оказался и на несколько часов «упал» интернет-ресурс НАТО: ответственность за акцию тогда брала на себя хакерская группа Украины «КиберБеркут» (отсылка к спецподразделению «Беркут», которое занималось борьбой с беспорядками в Киеве).
Как полагает специалист по информационной безопасности Николя Капрони (Nicolas Caproni), в отличие от вредоносного программного обеспечения «Snake», аналогичные атаки происходят довольно часто, но разговор проводится всего лишь о «цифровых потасовках, которые обычно сопровождают настоящие конфликты, у них очень ограниченное воздействие». Вместе с тем они «никак не влияют на процесс операций и отыгрывают только имиджевую роль. Суть — дестабилизировать обстановку, показать мощь и силу».
Дезинформация.
Война в Сети — это в первую очередь пропаганда и дезинформация. Не отрекаются в ней и от фальшивых хакерских атак. К примеру, в феврале, в разгар происшествий на Майдане, некоторые сайты Российской Федерации приводили к утверждению, что группа «Anonymous» смогла взломать электронную почту руководителя оппозиции Виталия Кличко и отыскала там информацию, которая подтверждает то, что его финансируют государства Запада. «Никаких подтверждений не было. Все это стоит рассматривать как средство дезинформации для продвижения восприятия конфликта Российской Федерации», — полагает Николя Капрони.
Для повышения неразберихи в головах применяются к использованию и более кустарные методы. После крушения рейса «МН17» посвященную данной трагедии страницу в Wikipedia переписали из помещения государственной телекомпании ВГТРК Российской Федерации: в отредактированной версии рассказывалось, что самолет уничтожен украинскими солдатами.
«Информационный туман предоставляет возможность добиться доминирования в информационном пространстве», — отмечает аналитик по кибербезопасности из Национального центра научных исследований Даниэль Вантр (Daniel Ventre). Разговор проводится о «воздействии на представление фактов, влиянии на мнения политиков и общества, а также источники поддержки внутри государства и за его периметром».
Подконтрольные хакеры.
Несмотря на это, «определение «информационный» затрагивает не только социальные сети и более традиционные средства массовой информации», — рассказывает он.
«Кибератаки способны нести и психологический эффект, они как бы рассказывают руководителям противника: «Видите, мы руководим в ваших системах, мы способны оказать любой удар, у вас незначительная безопасность, готовьтесь к существенным инцидентам».
Независимо от вида атаки, всегда довольно тяжело установить, кто именно выступает организатором: хакеры-одиночки, организованные хакерские группы либо государственные структуры. Последние, между прочим, еще ни разу не брали на себя ответственность ни за одну атаку. «За данными операциями способен стоять как Кремль, так и правительство Украины», — приводит утверждение Даниэль Вантр.
«И когда у правительства отсутствуют требуемые возможности, либо они не желают напрямую задействовать их, чтобы не попасть под обвинения в причастности, они всегда способны привлекать к работе третьи стороны».
Имеются подозрения, что группа «КиберБеркут» в той либо другой форме находится под давлением Кремля.