В Киеве идет активная работа по склеиванию и классификации документов, уцелевших после бегства Януковича из Украины в конце февраля текущего года. С их помощью участники антикоррупционной кампании хотят найти следы 30-ти с лишним миллиардов долларов, которые, по мнению прокуратуры, были украдены экс-президентом у народа. Как заявляет одна из журналисток, принимающая участие в расследовании, чиновники Януковича не скупились на дорогие и шикарные товары, но на шредерах экономили. На созданном в начале марта 2014-го года сайте YanukovychLeaks уже сейчас можно найти доказательства десятков сделок, проведенных изгнанным президентом и его соратниками.
Как сообщают аналитики раздела «Новости Украины» издания для инвесторов Биржевой лидер, этот процесс отражает стремление гражданских активистов из различных стран к тому, чтобы установить местонахождение награбленных денег и проследить цепочки связей, которые были использованы для их отмывания и переправки за границу. Он происходит как раз тогда, когда отношения между странами, чьи диктаторы вывозили деньги, и странами, куда они вывозились, начали налаживаться.
Стоит отметить, что на прошлой неделе между лидерами африканских стран и Белым домом США была достигнута договоренность о создании партнерства в сфере незаконных финансов. При это высокопоставленные дипломаты призвали передовые страны мира ужесточить законодательство в сфере отмывания денег и уклонения от налогов.
Мировая практика.
14 лет назад Лихтенштейн получил официальный документ от правительства Нигерии о том, что бывший военный правитель африканского государства Сани Абача разместил на счетах в Европе значительные суммы незаконно полученных средств. В июле текущего года Нигерия получила гарантии, что 167 миллионов долларов будут возвращены. Кроме того, США взяли под контроль более 480-ти миллионов долларов, которые были размещены тем же диктатором в банках Франции и Великобритании. Если учитывать масштабы отмываемых и противоправно вывозимых в развитые страны средств, то такая практика является мизерной. Процесс поиска, идентификации и возвращения награбленных средств – это очень длительный процесс, который встречает на своем пути множество юридических препятствий.
Как заявляют участники инициативы по возврату ворованных активов (Stolen Asset Recovery Initiative — StAR) из Вашингтона, в результате коррупции и противоправных действий властей развивающиеся страны теряют до 40 миллиардов долларов в год. При этом за 15-летний период, до 2011-го года, возвращены были только 5 миллиардов долларов.
К примеру, Великобритания, начиная с 2008-го года, не вернула представителям обворованных диктаторами стран ни одного фунта криминальных средств. Египет в 2012-м году подал судебный иск на правительство Великобритании, обвиняя его в отказе вернуть средства, вывезенные во время существования режима Хосни Мубарака.
Активисты международных организаций, которые занимаются возвратом украденных средств, жалуются как на правительства, так и на представителей банков, где они хранятся. Последние не проявляют особого интереса к подобным расследованиям и очень часто причиной отказов или остановки расследование являются незначительные формальные причины. Наиболее распространенными из них являются отсутствие дат или подписей специфических лиц на запросах.
С другой стороны оперативному возврату коррупционных денег из банков развитых стран мешает тот факт, что новые правительства полностью не очищены от элементов предыдущего режима или не имеют достаточных знаний, а также опыта для качественного проведения расследований.
Статистика Вашингтонской антикоррупционной организации Global Financial Integrity показывает, что от 56-ти до 76-ти процентов украденных у народов развивающихся стран средств хранятся в банках передовых держав мира.
Юридический аспект.
Согласно отчету Британской финансовой регулирующей организации, законодательство наиболее развитых и состоятельных стран, где диктаторы зачастую хранят украденные деньги, очень поверхностно борется с подобными проявлениями. Благодаря этому, банки имеют возможность обслуживать неблагонадежных клиентов, проводить сделки с деньгами, происхождение которых не установлено, а также не сообщать в правоохранительные органы о выявленных нарушениях, чтобы продолжить свою работу с неблагонадежными с точки зрения народов клиентами.
Одной из самых сложных задач является поиск владельцев активов. Законодательство большинства стран предусматривает значительный перечень мер по защите персональных данных, банковской тайны и конфиденциальной информации. Даже за пределами налоговых оазисов существуют экономические зоны с наиболее упрощенной системой сбора информации о клиенте и ее анализа: в качестве неблагонадежного, к примеру, американский штат Делавэр.
Несмотря на все сложности, работа в указанной сфере продолжается. Международные антикоррупционные комитеты уже разработали много инструментов для борьбы со злоупотреблениями в оффшорных зонах и компаниями-пустышками, создаваемыми для отмывания средств. Кроме этого, большинство политиков поддерживают инициативы по ужесточению законодательства с целью предотвращения вывоза противоправной прибыли за пределы государств.