Как утверждают эксперты, встреча в Минске президентов стран, входящих в Таможенный союз, при участии представителей Европейского Союза, которую запланировали на 26 августа, может разморозить европейско-белорусские отношения. Однако есть и такие, кто уверен, что без каких-то конкретных позитивных действий белорусского правительства ни о каком потеплении между Минском и Брюсселем можно и не думать.
Украина – Европейский Союз – Таможенный союз. В статье издания Deutsche Welle говорится о том, что Белорусская столица активно проводит подготовку к встрече, формат которой принято обозначать «Украина – Европейский Союз – Таможенный союз. За планом участвовать во встрече будут Петр Порошенко, Владимир Путин, Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев, Кэтрин Эштон, которая является верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, еврокомиссар Гюнтер Эттингер, отвечающий за энергетику и комиссар Европейского Союза по торговле Карел де Гюхт. 22 августа, в ходе встречи замминистра иностранных дел Беларуси Елены Купчины и главы представительства Евросоюза в Беларуси Майры Моры, обсуждались вопросы, касающиеся подготовки вышеуказанного мероприятия.
Отношения Беларуси и Европейского Союза. По словам пресс-службы белорусского МИДа, во время проведения беседы были затронуты вопросы о развитии отношений между Беларусью и Евросоюзом. Как утверждает большинство белорусских политологов, именно нормализация таких отношений есть основным дивидендом, который может получить Минск от проведения встречи «Украина-ЕС-ТС».
Мнение экспертов.
Директор Центра по проблемам европейской интеграции, которым является Юрий Шевцов, утверждает, что эта встреча де-факто означает то, что с Беларуси будут сняты все дипломатические санкции. Шевцов считает, что переговоры в столице Беларуси, которые запланированы на 26 августа, способны открыть возможность для последующих контактов белорусского президента с европейскими чиновниками разного уровня. По его словам, руководителям еврокомиссии будет сложно объяснить, почему они могут общаться с Лукашенко, а другие нет.
Шевцов утверждает, что фактическая отмена европейских санкций является главной выгодой официального Минска от встречи по урегулированию конфликта в восточной части украинского государства.
Валерий Карбалевич – независимый политолог, является не столь категоричным о оценке перспектив, но он также считает, что встреча президентов и представителей Евросоюза может послужить разморозке отношений между Беларусью и Евросоюзом. Политолог отмечает, что уже на это время наблюдается некая оттепель в двусторонних отношениях. Глава белорусского МИДа был в Брюсселе, министр иностранных дел Литвы летом был в Беларуси, что можно назвать активизацией взаимодействия. Хотя это, по словам политика, можно рассматривать и как реакцию на события в Украине.
Карбалевич считает, что в период крупных конфликтов на первый план выходит геополитика, а на второй план сдвигаются вопросы ценностей, соблюдения свобод и прав человека. Политолог говорит о том, что именного такая трансформация приоритетов сейчас происходит и в отношениях Европейского Союза и Беларуси.
Андрей Егоров, занимающий должность директора Центра европейской трансформации, уверен, что встреча, которая состоится в Минске для самой Беларуси и белорусского правительства ничего не изменит. Конечно же, государственная пропаганда ее будет использовать как демонстрацию успехов внешнеполитического курса страны. Говоря, что все едут на переговоры в столицу Беларуси, так как именно руководство этой страны избрало наилучшую и наиболее верную позицию по отношению к российско-украинскому конфликту. Только вот рассчитано это будет на внутреннюю аудиторию и, по мнению эксперта, на что-то другое Беларусь может даже и не надеяться.
Егоров считает, что в условиях, которые сложились на сегодняшний день, Беларусь, наверное, единственное в мире место, где в силу политических и географических причин может произойти такая встреча. И Украина, и Российская Федерация лояльно относятся к Беларуси. Однако изоляция Беларуси и российско-украинский конфликт – это совсем разные вещи. И, по словам политолога, белорусские власти ничего не сделали для того, чтобы преодолеть эту изоляцию. А посещение еврокомиссарами Минска – еще одно акцентирование внимания на том, что украинская проблема для Европейского союза является намного важнее белорусской. В этом случае столицу Беларуси можно воспринимать лишь как место для того, чтобы провести переговоры.
К слову, существует и Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху, однако это не означает, что официальный Минск может как-то повлиять на разрешение армянско-азербайджанского конфликта – проводит параллель Егоров. Эксперт считает, что в данном случае белорусские власти также не смогут как-то повлиять на переговоры.