Крымский полуостров стал неким огромным подобием закрытого клуба. Здесь даже фейс-контроль есть. С некоторых пор на территорию Крыма можно попасть только при наличии паспорта с тризубом. Украинские вывески уже позакрывали российскими версиями.
На центральном вокзале Симферополя та же ситуация. Совсем недавно симферопольский вокзал являлся своеобразным «парадным входом» на территорию Крымского полуострова, и въехать через него могли практически все желающие. Теперь же это совсем не так.
Железнодорожные составы с материковой части Украины проверяют несколько пограничных нарядов. Российские, например, готовы пропускать практически всех, а с украинскими ситуация несколько иная, ведь, согласно закону об оккупированных территориях, пропускают дальше лишь владельцев украинских документов. Для граждан других иностранных государств въезд на крымские территории вполне возможен, однако необходимо специальное разрешение. Проблема в том, что эти специальные разрешения до сих в Крыму так и не начали раздавать. Таким образом, Киев – Симферополь как-то не звучит. Сами россияне до Крыма добираются либо путем воздушных перелетов, либо при помощи Керченской паромной переправы.
Раньше Крым негласно с гордостью носил статус «гавани для всех», теперь же эта «гавань» стала доступной лишь для избранных. Кстати, Симферополь уже не является пресловутыми «воротами» в Крым. Российские чиновники решили, что с этой функцией куда лучше справится город Керчь. Однако гимн крымской столицы забыли поменять: в нем по-прежнему Симферополь воспевается, как «ворота Крыма».
Подобные перестановки, естественно, повлияли на структуру туристических потоков полуострова. Симферополь находится в центре Крыма, а значит, из него легко можно добраться до большинства курортов полуострова. А вот город Керчь расположен на востоке, и до Симферополя отсюда ехать более двух сотен километров. Большинство «дикарей» не желает преодолевать такой путь и переправившись через Керченскую паромную переправу остаются на ближайших пляжах - от Феодосии до Ялты. От этого сильно страдают курорты западного Крыма – Евпатория, Саки и Черноморское.
Зато сейчас можно точно узнать, сколько людей приехали в Крым на отдых, ведь курортников тщательно подсчитывают: «железнодорожников» подсчитывают сотрудники пограничной службы, «переправщиков» – персонал паромной переправы, «авиаторов» – авиакомпании. Напомним читателям «Биржевого лидера», что раньше никто не был столь озабочен этим вопросом, да и практически невозможно было осуществлять подобный подсчет, вед многие отдыхающие приезжали на территорию Крыма на личном автотранспорте. Однако сейчас ситуация кардинально изменилась…
Еще в начале лета этого года крымские власти ожидали прибытия приблизительно десяти миллионов туристов. Потом постепенно начали снижать свои аппетиты и к настоящему времени вообще отказались от каких-либо прогнозов по этому поводу.
Впрочем, подобное положение вещей по большей части расстраивает лишь работников туристической сферы. Люди же занимающиеся деятельностью никак не связанной с туризмом скорее довольны, чем расстроены. Крымчане шутят о том, что это самый лучший летний сезон на их памяти: автомобилей мало, пляжи свободны и очередей нет. Однако, даже несмотря на шутки, нельзя игнорировать тот факт, что в Крыму за последние двадцать лет появилась целая прослойка людей, которые весь год существуют как раз за счет курортного сезона. Ресторанно-жилое изобилие Крыма теперь стало сильно превышать спрос.
Вопрос занятости граждан, в основном живущих за счет туристического сезона, по-прежнему остается открытым и в настоящее время более чем актуален.
При всем при этом крымские цены уменьшаться пока не спешат. Даже наоборот. В Севастополе, например, за аренду однушки потребуют 500 долларов, хотя раньше просили вдвое меньше – 250 долларов. За трехкомнатную квартиру в хорошем состоянии могут попросить примерно 35–40 тысяч рублей. В нефлотской части Симферополе расценки чуть ниже – 700 долларов за трешку. Риелторы считают, что окончательно ситуация по крымскому рынку недвижимости прояснить примерно через полгода, потому как лишь к тому времени станут понятны объемы инвестиционных вложений в Крымский полуостров.
Также не ясно, что будет происходить с кадровой ротацией в верхах. После памятного референдума все чиновники вроде как остались на своих местах, однако даже адепты нового гражданства Крыма ожидают прихода новых лиц – прежние чиновники без проблем пережили и Кучму, и Ющенко и Януковича: их партийная всеядность явно диссонирует с общим запросом на перемены.
Сначала крымские власти планировали запретить импорт с материковой Украины. Однако, сравнив прейскуранты, поняли свою ошибку и попросили Кремль данный запрет отменить. Так что в настоящее время украинская продукция имеет возможность конкурировать с российской на полках крымских магазинов. Но все же ценовая политика Кремля ощутимо коснулась местного алкоголя: «Массандра» подорожала в два раза, а украинские коньяки выросли в цене в полтора раза.
Также на территории Крыма появились малоизвестные банки из шестой-восьмой сотни рейтинга. Пользоваться их услугами не слишком-то хочется хотя бы из-за комиссионных процентов: за обычное обналичивание материнской карты эти банки удерживают 10 процентов, а за простейшую проверку собственного счета придется отдать 30 рублей. В магазинах отсутствуют терминалы для оплаты покупок, правда, этот вопрос в скором времени обещают решить.
Крымчанам нравится думать, что сменив гражданство, они спасли себя от участи Донбасса. То, что в некоторой степени именно благодаря «крымской весне» смогли появиться ДНР с ЛНР, отрицается.