К новому договору о взаимной помощи и дружбе между Абхазией и Россией с созданием до конца текущего года цельного контура взаимной безопасности может присоединиться и Южная Осетия для образования аналога НАТО, как информирует 3 сентября «Биржевой лидер» со ссылкой на заявление посла непризнанной в мире Южной Осетии в такой же непризнанной Абхазии Олега Боциева.
Цельный контур безопасности между Абхазией и Россией в перспективе станет трехсторонним?
Абхазскими властями подтверждаются переговоры о присоединении к российско-осетинскому контуру их страны.
Разговор идет о заготовках в создании мощного военного блока по образцу Североатлантического альянса и для противодействия ему. Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что Южная Осетия и Абхазия не могут стать членами военно-политического союза стран бывшего Советского Союза, называемого Организацией Договора коллективной безопасности или сокращенно ОДКБ, из-за непризнания его другими участниками двух вышеупомянутых республик в качестве независимых государств.
Пока не ясно, будет ли это общий 3-сторонний договор или же отдельные 2-сторонние договора.
Российский президент Владимир Путин в августе встречался с новоизбранным абхазским президентом Раулем Хаджимбой, после чего объявлено о подписании до конца нынешнего года договора о взаимной помощи и дружбе с созданием внешнего единого контура общей безопасности.
В настоящее время Южная Осетия совместно с Абхазией прорабатывает возможности для заключения с Российской Федерацией договора о присоединении Южной Осетии к подобному контуру. Пока неизвестно, будет ли это трехсторонним совместным договором, или же данная республика заключит отдельные двусторонние договоры с Абхазией и Россией.
Со слов Олега Боциева, условия создания контура России, Южной Осетии и Абхазии будут иметь отличия от оговоренных обязательств между Абхазией и Россией. Контурное содержание обсуждается пока, но уже всем понятно о включении в него в первую очередь военной составляющей. В ней пропишут условия информационной и экономической безопасности этого грузинского в прошлом региона.
Абхазия подтверждает факт проходящих переговоров. Вице-президент Абхазии Виталий Габния утверждает, что разговор идет о заготовках в создании мощного блока по образцу НАТО для противодействия этому военному образованию. Абхазский деятель считает вероятный трехсторонний договор здоровой и нужной реакцией на действия Североатлантического альянса и его партнера Тбилиси. Грузия испытывает стремление к вступлению в НАТО, и ею, кроме того, подписано Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом.
Южная Осетия стремится подписать уже в сентябре договор. Согласно пояснениям посла Боциева, консультации с РФ уже проходят и через сотрудников посольства Южной Осетии в Москве, и через МИД этой страны. Необходимо заметить, что в названных Олегом Боциевым учреждениях серьезная работа с целью подготовки договора еще не началась. Это поведали московским корреспондентам служащие южноосетинского Министерства иностранных дел. Не подтвердил, однако и не опроверг каким-либо образом факт переговоров и Дмитрий Медоев, являющийся послом Южной Осетии в Москве.
Как бы то ни было, интеграция между Россией, Абхазией и Южной Осетией интенсивно идет, ведь на сегодняшний день имеются свыше семидесяти межправительственных подписанных соглашений, вклячая сферу безопасности, обороны и охраны государственной границы.
Дивиденды России от подписания подобных договоров с непризнанными в мире республиками пока не совсем ясны. Сама же Абхазия надеется, что с подписанием подобного договора откроется для Кремля возможность поставок ей военной техники. Более того, оно будет отправной точкой по вступлению непризнанных республик в ЕврАзЭС и ОДКБ.
Вступление самопровозглашенных государственных образований в оборонительные и экономические коалиции, созданные Российской Федерацией, должно сначала быть признано их участниками. Пока же эти гособразования есть из разряда непризнанных, поэтому в рамках Организации Объединенных Наций они не являются субъектами международного права.
Эта же причина вызывает запрет странами мирового сообщества поставок в Абхазию товаров военного назначения, которые входят в международный регистр вооружений Объединенных Наций. Единственной статьей экспорта вооружений, на которую Кремль уже сейчас законно может как бы претендовать, есть поставка осетинским и абхазским правоохранительных органам легкого стрелкового оружия.
Подписание нового соглашения с Абхазией, по мнению военного обозревателя Владислава Шурыгина, доказывает тот факт, что Москве не хватает военно-политических инструментов ОДКБ для урегулирования собственных проблем на территориях Кавказа.
РФ имеет свои интересы, отличающиеся от планов ОДКБ. Последняя эффективна лишь для препятствования наркотрафику. Коллективные силы безопасности в этой организации Кремлю пока фактически создать никак не удалось.