По информации Deutsche Welle, испанские аграрии ощутили российский запрет на поставку продукции сельского хозяйства. Теперь они ищут новые места сбыта, постепенно компенсируя потери от эмбарго за счет ЕС.
Deutsche Welle сообщает, что к запрету России на ввоз фруктов, овощей, молочных продуктов и мяса из стран ЕС фермеры из Испании отнеслись с опаской, ведь это чревато финансовыми потерями. Тем не менее как Евросоюз, так и испанское правительство приняли меры, которые успокоили аграриев: все их убытки пообещали компенсировать. Тем временем испанские производители находятся в поисках более надежного партнера для сбыта товаров, чем РФ. Одним из новых рынков сбыта для Испании может стать Юго-Восток Азии. Испания уже начала поставлять фрукты в Малайзию с помощью самолетов.
Хавьер Арриета, сотрудник Минсельхоза Испании, утверждает, что сначала Евросоюз компенсировал утраты производителям нектаринов и персиков. Он отмечает, что эти фрукты составляли около 30% плодоовощной продукции Испании, поставляемой в РФ до того, как были введены санкции. Производители персиков, которые передают фрукты на благотворительность, получают в качестве компенсации 26,9 евро за 100 кг. В том случае, когда нектарины и персики уходят на компост или же их уничтожают, то производителям начисляется 5,26 евро за 100 кг.
По мнению Хавьера Арриета, еще одна важная новость для производителей Испании – компенсация за помидоры, которые занимают второе место в поставках в РФ, а также компенсации за другие овощи и фрукты. Условия компенсации за помидоры те же, что и за персики и нектарины.
Арриета утверждает, что испанское правительство планирует в ближайшее время утвердить компенсацию за мясомолочную продукцию и цитрусовые, а также намерено увеличить квоты изготовления соков – это должно помочь производителям получить более высокое материальное вознаграждение за свою продукцию.
С учетом компенсаций Евросоюза и относительно небольшого объема поставок товаров в РФ (а именно 337 млн евро в год), потери от российского запрета для Испании оказались незначительными.
Беларусь ощутила более серьезные потери, связанные с запретом ввоза европейских товаров в РФ, чем страны Евросоюза. В связи с внезапным введением санкций большое количество белорусских автоперевозчиков застряло на таможне. В случае погрузки и оплаты таможенных сборов до 7 августа, товар в РФ пропустили.
Белорусские перевозчики утверждают, что они несут потери от простоя машин, как с грузом, так и без него, так как разорвались многочисленные контракты по транспортировке продукции, возникла необходимость освоения новых сегментов рынка, появились многочисленные организационные вопросы, которые препятствуют работе.
Как сообщает Deutsche Welle, Николай Верховец, заместитель генерального директора Белорусской ассоциации международных автомобильных перевозчиков, в Беларуси в общей сумме 1700 автомобилей-рефрижераторов, но какой ущерб был нанесен их владельцам, определить невозможно. Минтранс заявил, что частные фирмы-автоперевозчики не обязаны сообщать о своих грузах, маршрутах перевозок, количестве работников, поэтому официальной статистики в ведомстве быть не может.
Вячеслав Пастернакович, начальник отдела перевозок российско-белорусского СП «Вест-авто», утверждает, что если большая часть перечисленных выше составляющих ущерба касается исключительно автоперевозчиков, которые занимаются транспортировкой запрещенных продуктов из Евросоюза в РФ, то снижение тарифов на автоперевозки отразилось бы на всех без исключения.
По мнению Александра Тищенко, владельца УП «Тищенко», снижение тарифов произошло по ряду причин. В первую очередь вследствие неожиданно возникшей конкуренции грузоперевозчиков, ведь Россия – огромный рынок сбыта, который в какой-то момент исчез для многих производителей Евросоюза и их грузоперевозчиков. Второй причиной бизнесмен называет внедрение автоперевозчиков в другой сегмент перевозок – тентовых, где тарифы ниже, а в нынешней ситуации упали в цене еще больше.
Таким образом, если раньше за рейс из Лемборка (Польша) в Москву фирма «Тищенко» зарабатывала 2400 евро, то сейчас заработок составляет 2000. Вячеслав Пастернакович отмечает, что рейс «Вест-авто» из Германии до введения эмбарго составлял 3300-3500 евро, то теперь – на 800 меньше. Начальник отдела перевозок российско-белорусского СП «Вест-авто» отмечает, что стоимость услуг снизилась на 25-30%.
Как раз на 25-30% прогнозирует Пастернакович сокращение валютных поступлений в Беларусь от работы автоперевозчиков, которые выполняют рейсы из Евросоюза в РФ. Павел Боженов, первый заместитель генерального директора РУП «БелНИИ Транстехника», называет 20%. Кстати, этому институту Минтрансом было поручено наблюдать за ситуацией с перевозками.
В первое время наблюдения, вероятно, убытки понесла фирма «Тищенко», владелец которой утверждает, что потерял 50% контрактов. Учитывая то, что эта компания занимается поставкой мороженых фруктов и овощей, можно предположить, что спрос на эти товары возрастет со второго месяца осени, то уже спустя месяц будет потеряно 70-80% договоров.
Средняя месячная выручка от одной фуры – около 8000 евро. Столько же – простой. В фирме «Тищенко» 55 машин. Если ничего не изменится, то к концу текущего года компания потеряет сотни тысяч долларов.
По словам Тищенко, подобные прогнозы делают и в компаниях с автопарком в количестве от 50 до 70 машин. Александр Тищенко пытается компенсировать убытки за счет разработки новых маршрутов по ЕС и Азии. Владелец подчеркивает также усилия Минтранса и БАМАП привлечь перевозчиков, которые пострадали, поставлять белорусские продукты в Россию. Тищенко утверждает, что белорусские перевозчики начали возить в Москву мясную продукцию.
Невзирая на заинтересованность в новых предложениях компания «Тищенко» отказывается от контрабандных предложений.
По мнению Пастернаковича, Сербия, которая не входит в Евросоюз и не попала под эмбарго Кремля, резко начала предлагать транспортировать очень широкий ассортимент товаров. Он считает, что это подозрительный сигнал.