Сегодня в столице Франции осуществится международная конференция по вопросу обстановки в Ираке и Сирии с принятием участия «пятерки» постоянных членов Совета безопасности ООН, представителей Лиги арабских стран, Багдада и его соседей по району — в совокупной сложности приблизительно 20 государств.
Российскую Федерацию будет представлять руководитель Министерства иностранных дел Сергей Лавров. Результатом конференции обязана стать разработка стратегии обороны от радикальной группировки «Исламское государство», а также расширение перечня участвующих антитеррористической коалиции под руководством Вашингтона. Заседание Совета безопасности Организации Объединенных Наций, на котором союзники обязаны получить мандат на осуществление операции, запланировано на конец сентября, и в этих условиях единодушие среди постоянных членов Совета безопасности приобретает особое значение. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Присутствие представителей Ирана.
Едва ли не основной интригой за день до конференции было отмечено присутствие на ней представителей Ирана. На прошедшей неделе в Париже дали намек, что Тегеран способен принимать участие в обсуждении стратегии обороны от «Исламского государства» (ИГ), если не будет воспринимать приглашение как уступку по неразрешенным вопросам собственной ядерной программы. Однако Государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Джон Керри огласил: присутствие в Париже представителей иранского правительства — «основных спонсоров сирийской диктатуры» — не является возможным. В Тегеране предоставили ответ, что «коалиция управляется двойными стандартами». А спикер иранского парламента Али Лариджани предсказал, что нанесение ударов Соединенных Штатов Америки и их союзников по позициям террористов «только приводят к усугублению проблемы в регионе».
В Дамаске идеи коалиции воспринимаются с не меньшим раздражением. Немногим раньше правительство Сирии огласило, что будет трактовать нанесение ударов по собственной территории как агрессию со стороны Вашингтона и его союзников. Однако знакомый с настроениями в Дамаске собеседник рассказал: все не так однозначно. «ИГ представляет значительную угрозу для руководства Сирии, по этой причине принципиальных возражений со стороны Башара Асада может и не последовать, — рассказывает профессор американского Shawnee University Амр аль-Азм. — При этом Дамаск будет добиваться, чтобы в проведении борьбы с воюющими на территории государства исламистами его считали равноправным партнером, и проявит попытку компенсировать репутационные издержки последних лет». При этом аналитик имеет убеждение, что ключевые удары союзников будут приходиться на Ирак, а не на Сирию, по этой причине «издавать прогноз реального конфликта между Дамаском и Вашингтоном сегодня еще рано».
В том же духе высказываются, и руководители формирующейся антиисламистской коалиции. «Если мы желаем, чтобы конференция предоставила пользу, мы не обязаны смешивать конфликтующие зоны», — говорит накануне парижских переговоров лидер Франции Франсуа Олланд. «Ведущие проблемы сконцентрированы в настоящее время в Ираке, а не в Сирии», — отметил он.
Всего в Париже соберутся представители приблизительно 20 государств, учитывая «пятерку» постоянных членов Совета безопасности ООН, представителей Лиги арабских стран и соседей Ирака по региону. Как заявил корреспондентам собеседник, знакомый с процессом подготовки конференции, ее участникам предстоит предоставить ответы на вопросы, которые имеют ключевое значение для подготовительной процедуры к операции против ИГ: кто из союзников будет наносить удары, кто будет предоставлять вооружение, а кто — посылать разведывательные данные. Источник уточнил: договоренности, которых удастся достичь, «останутся в закрытом пользовании».
Жизнеспособность планов Вашингтона.
Нынешняя встреча продемонстрирует, насколько жизнеспособными будут казаться идеи Вашингтона по возведению максимально обширной коалиции. Глава Соединенных Штатов Америки Барак Обама, анонсируя на прошедшей неделе стратегию борьбы с ИГ, огласил: Вашингтон расчитывает на поддержку не меньше чем 40 стран. После этого Джон Керри направился в ближневосточное турне, в процессе которого посетил Саудовскую Аравию, где осуществлялась международная встреча, посвященная обороне от терроризма, в ней также принимали участие руководители Министерств иностранных дел Египта, Иордании, Ирака, Ливана, Турции и шести монархий Персидского залива.
После этого господин Керри прибыл в Анкару на встречу с правительством Турции, которое, впрочем, он так и не смог убедить стать полноправным участником коалиции. В правительстве Ахмета Давутоглу не согласились оказывать поддержку военным планам Вашингтона, предоставив согласие только направить «под логистические требования коалиции» свою базу в Инджирлике.
Окончательный состав коалиции станет известен ближе к заседанию Совета безопасности ООН, которое намечено на 25 сентября и обязано осуществиться под председательством Барака Обамы. По его результатам союзники расчитывают получить мандат на силовую акцию. «Это заседание Совета безопасности будет рубежным, и я не считаю, что Российская Федерация станет блокировать резолюцию, дающую разрешение на проведение операции, — рассказывает специалист МГИМО Андрей Сушенцов. — Правда, Москва наверняка напомнит американцам все, что связано с их прошлыми действиями в Сирии — их непоследовательность и то, что сейчас они планируют воевать против людей, которых еще год назад поддерживали». При этом сам факт, что Россию пригласили на встречу в Париже, господин Сушенцов назвал «хорошим знаком для нашей дипломатии». «В глазах Запада «Исламское государство» — гораздо более существенная угроза, чем Российская Федерация», — заявил эксперт.