На прошлой неделе в Киеве проходил форум «Ялтинская европейская стратегия». Он стал местом встречи украинских и западных бизнесменов, топ-политиков и общественных деятелей. "П. Кокс, экс-глава Европарламента, являясь участником данного собрания непротокольно высказался о событиях в Украине, начиная с осени 2013 года", - передает издание "Форбс-Украина".
Санкции всегда дают сигнал "мы не одобряем" - экс-глава Европарламента.
Международные санкции, по мнению П. Кокса, это, прежде всего, доступный современный дипломатический инструмент для эффективного поддержания надлежащего порядка. В данном контексте можно вспомнить санкции Соединенных Штатов против Кубы, начиная с 1960 года, что постоянно ужесточались – они привели в итоге к экономической блокаде, невероятной изоляции со всеми из этого вытекающими последствиями. Почти полувековые ограничения против иранского государства вынудили пойти на переговоры. У санкций, считает европейский чиновник, всегда имеется ограниченный эффект, который дает в большей мере сигнал "мы не одобряем". В отношении к экономике это сильный и действенный сигнал, и его отсутствие намного хуже, чем присутствие даже слабого сигнала.
Что касается новой волны введенных ограничений с точки зрения их влияния на российскую экономику, то Кокс уверен, что кроме санкций, экономика этой страны и так показывает явно негативную динамику, а ограничения лишь дополняют всеобщий эффект – нынешний экономический рост уменьшился, рубль преодолевает рекорды падения, зарубежный капитал покидает РФ. Но чем больше санкции, тем в результате больший от них результат.
"Сев за стол переговоров, ты пониеш, что если нет никакого взаимного уважения, можно всегда достать из-под стола санкции для построения необходимых партнерских отношений. Но если нет санкций, то значит нет козырей", - считает еврочиновник. "По его мнению, это не самая эффективная вещь, но это сильный сигнал несогласия, который имеет в действительности разрушительное воздействие", - передают специалисты из издания "Биржевой лидер".
Кокс заявляет, что очень мощным оружием против Москвы будет то, что от всех без исключения 28 стран ЕС, начиная с каждого лидера государства, будет исходить риторика сопротивления и неодобрения – и каждый следующий этап санкций будет еще более жестким, нежели предыдущий. Это реально мощный сигнал Путину – при каждой эскалации конфликта последует эскалация санкций. В то же время ЕС будет платить собственную цену за санкции – учитывая сегодняшнюю уязвимость всей европейской экономики, уже ответные меры на санкции РФ против ЕС успели отнять 6,6 миллиарда евро за экспорт продовольствия в эту страну.
По мнению экс-главы Европарламента, Путин играет по собственным правилам. В свою очередь, Европа живет по общепринятым нормам. "Сто лет назад вспыхнула Первая мировая, которая забрала десять миллионов жизней, потери во Второй в разы выше. Но именно русские заплатили самую большую цену", - считает он. После этого специально были придуманы сводки разных международных правил, которые предусматривают много разных аспектов, среди них главные – поддержание мира и настоящего уважение чужого суверенитета и территории.
Нельзя сегодня идти вразрез с действующими общепринятыми нормами. Если кто-то их не готов принимать, задача, как на все это повлиять, становится большим вызовом. Как вообще можно справиться с человеком, играющим лишь по своим правилам? "Хотя санкции не остановили Путина, но они начали сильно влиять на экономику Россию не лучшим образом, и, вполне возможно, это станет началом для ведения диалога", - считает Кокс.
По поводу вероятности оказания необходимой военной помощи экс-руководитель Европейского парламента заявил следующее: Украина или получит незначительную помощь в этом плане, или же совсем ее не получит. В наше время, считает он, нужно понимать: вся внешняя политика Соединенных Штатов не направлена на проведение каких-либо военных действий с вовлечением многочисленных военизированных подразделений. Больше того, ее курс – это, даже наоборот, возвращение личных военных подразделений назад домой, и уж никак их не отправлять на разные новые задания.
Что касается Европы, то она ведет, как это называется, "общую" внешнюю политику ЕС, а не "единую" внешнюю политику, потому что каждая страна-член ЕС ведет собственную политику. Евросоюз как объединение не имеет своей армии, оборонительного комплекса и военного бюджета. Армии, комплексы и бюджеты принадлежат отдельно взятым странам-участницам, другими словами членам данного объединения. При этом П. Кокс ничего не знает о том, могут ли отдельные государства, которые входят в состав ЕС, помогать, хотя Евросоюз, как таковой, этого сделать совершенно не может, ведь попросту для этого не имеет необходимых ресурсов.
Экс-руководитель Европейского парламента не видит никакого смысла усиливать нынешний военный конфликт, потому что сегодня каждый осознает, что это не выход. "Какой вообще смысл эскалации конфликта и значительного увеличения количества оружия в современных военных действиях, если Украина верит в то, что война вообще не приведет ни к какому решению? Я так думаю, мало что сейчас можно из этого получить", - заявляет он.