Наметившееся улучшение внешнеполитических отношений между Западом и Тегераном способно подорвать позиции российского "Газпрома" в европейских государствах и нивелировать экономическую силу Российской Федерации. Согласно предварительной информации, в прошлую среду произошло событие, знаковое для всей мировой политики: впервые на протяжении последних 35 лет, прошедших после Исламской революции на территории Ирана, в Нью-Йорке прошли прямые переговоры между Дэвидом Кэмероном, премьер-министром Великобритании, и Хасаном Рухани, президентом Ирана. В связи с тем, что Иран еще совсем недавно числился в "Оси зла", придуманной Джорджем Бушем, а Британия занимала почетное место оруженосца Соединенных Штатов в "Коалиции воли", значение вышеуказанной встречи было трудно переоценить. Весь западный мир признал, что Иран обратно вернулся в список государств, с лидерами которых необходимо вести диалог.
Сближение позиций и примирение стало возможным лишь благодаря трем факторам. Первый - свирепствующее в Ираке и Сирии Исламское государство. Для Европы и США оно является потенциальным источником глобального терроризма и разрушителем мирового правопорядка, однако для Ирана – прямой угрозой собственной стабильности, а также главным врагом шиитов мира. Второй - президент Рухани является на редкость умным и вменяемым человеком, а также отличным собеседником при обсуждении самых сложных вопросов, включая ядерную программу Ирана. Переговоры относительно этих опросов сравнительно успешно ведутся уже на протяжении года, причем к ноябрю, согласно планам, между сторонами будет заключено соглашение, которое станет причиной постепенного снятия санкций с Исламской республики, а также ее полноценного возврата в международный экономический и политический контекст. Третий - деньги. Согласно предварительным оценкам политологов, Иран забирает бронзу в пирровом ТОПе по запасам нефти и, естественно, четвертое – по добыче природного газа. Одновременно с этим газовые месторождения находятся исключительно в самом начале реализации планов освоения, а это значит, что топлива может быть значительно больше, нежели предполагается сейчас. Для интернациональных нефтяных компаний Иран является голубой мечтой и черной печалью одновременно.
Кто же займет желанное место на нефтяных полях Ирана?
Несмотря ни на что, диалог постепенно ускоряется. В настоящее время никого не удивить террористами на Востоке – с ними кто-нибудь, да разберется. Недопонимания относительно ядерной программы нужно утрясти к концу текущего года, а после полного снятия санкций и начнется самое интересное: бой международных гигантов за свою долю в вкуснейшем углеводородном пироге. В этой борьбе успех будет во многом будет зависеть от того, кто же первым начнет обхаживать хозяев. Пока британцы идут в фаворитах.
Биджан Намдар Зангане, министр нефтяной промышленности Ирана, в декабре 2013 года выразил свою надежду на инвестирование в энергетический сектор своего государства со стороны великобританских компаний Shell и ВР. Сам факт существования вышеуказанных компаний в последние годы начался из структуры Anglo-Persian Oil Co., поскольку они и начали обработку иранских нефтяных полей. В случае если Кэмерон все же добьется для них преференций - на родине нефтяники смогут поставить ему золотой памятник. Это он понимает, поэтому старается не сильно воротить носом в ходе встречи с Рухани. Хотя, в конце концов, стоит напомнить, как Тони Блэр, бывший премьер, ради нефти целовался с Муаммаром Каддафи на глазах у тысяч людей. От Кэмерона, в свою очередь, никто не требует целоваться, да и в терроризме президент Ирана пока не был уличен. Несмотря на это в Ливии было лишь три процента мировых запасов нефти, а в Иране – более десяти.
В общем, решение британского премьера о проведении прямых переговоров с президентом Ирана удостоились одобрительных оценок со стороны специалистов и экспертов по международной политике. На сегодняшний день во всем мире растет уровень понимания того, что раз и навсегда невозможно остановить ядерную программу Ирана и в связи с этим в этой сфере стоит поискать какой-либо компромисс. Однако Тегеран в то же время может оказаться основным союзником Запада в противостоянии набирающему влияние и вес Халифату.
"Открытие иранских нефтяных запасов может стать выгодным не только для всего мира, нефтяных компаний и мировой экономики, но и для политических элит Запада и, как не странно, для Украинского государства", - заявили аналитики издания "Новое Время".
Суть дела заключается в том, что появление миллиардов баррелей высококачественной нефти и десятков миллиардов кубических метров природного газа из Ирана резко снизят зависимость европейских государств от российского топлива. Иран уже заявил о своем намерении построить завод, главной функцией которого было бы сжижение природного газа из месторождения циклопических масштабов на острове Киш. При нужных объемах инвестиций в инфраструктуру, газ из данного месторождения способен подорвать власть "Газпрома". Помимо этого, раскупорка иранских запасов газа и нефти неминуемо приведет к существенному снижению цен на топливо во всем мире, что повлечет за собой смерть для путиномики, которая заточена лишь под одно – распродажу природных богатств.