Румыния, Венгрия и Болгария еще до начала кризиса в Украинском государстве начали возвращаться к прежним авторитарным методам. Такую антидемократическую тенденцию начали называть «путинизацией».
Виктор Орбан, являющийся премьер-министром Венгрии, считает, что глава Российской Федерации навел в своем государстве порядок. Так же как и Путин, он нашел внутри страны врагов, которые, по его словам, преследуют «антинародные интересы», а также получают «от международных финансовых кругов миллионы денег». Это, согласно мнению Орбана, правозащитные и неправительственные структуры, и просто все те, кто позволяет себе критиковать политику главы правительства. В помещениях многих таких структур прошли обыски, во время которых были конфискованы документы и компьютерная техника.
Глава правительства Венгрии в своих убеждениях опирается на коалицию, в состав которой входит Христианско-демократическая народная партия и партия «Венгерский гражданский союз» (ФИДЕС). Сотрудничает он и с партией «За лучшую Венгрию». Премьер-министр располагает большим количеством голосов в парламенте. Такое расположение позволяет ему изменять на свой лад Конституцию государства, урезать свободу слова, ослаблять демократические институты.
В июле месяце текущего года в ходе своего выступления перед представителями венгерского меньшинства Орбан заявил о том, что западный механизм либеральной демократии себя изжил. Орбан высказался, что он намерен построить в своей стране «нелиберальное государство». Как пример для подражания Орбан назвал Турцию, Китай и Россию.
Виктор Понта, являющийся премьер-министром Румынии, многократно заявлял о том, что Румынии с западными государствами, которые являются членами Европейского Союза, не по пути. Сам Понта является членом социал-демократической партии. В настоящее время, когда в самом разгаре агитационная кампания к предстоящим президентским выборам, премьер-министр сделал ставку на национально-религиозную риторику, потому что главный его соперник Клаус Йоханнис, который является главой либеральной партии, — этнический немец и протестант.
Почти каждый вечер с экранов телевизоров Понта рассказывает как он гордится тем, что является православным румыном. В Бухаресте выступление главы правительства стало апогеем. Туда со всей страны свезли специальными автобусами около 50 тысяч человек. Все это напомнило времена Николае Чаушеску, коммунистического диктатора, или сегодняшнюю Северную Корею.
Болгария зависима от газа России.
Болгария уже традиционно держит ориентир на Российскую Федерацию. Через год после того, как она вступила в Европейский Союз, в 2008 году были проведены опросы населения, которые показали, что популярность Евросоюза падает, а притягательность РФ растет. В мае месяце текущего года правительство ФРГ предостерегло против прямого вмешательства Российской Федерации в политику Болгарии. Доклад правительства по этому вопросу должен был предназначаться для внутреннего пользования, но попал в СМИ.
В данном документе указывалось, что в правящей на сегодняшний день социалистической партии очень активны болгарские олигархи, предыдущие представители коммунистической партии Болгарии и агенты КГБ, которые настолько связаны с окружением российского президента Путина, что Кремль может существенно влиять на политику Софии.
Сегодня камнем преткновения является болгарский газопровод «Южный поток», через который российский газ должен поступать в Южную Европу в обход Украинского государства. В июне месяце текущего года Европейский Союз потребовал от правительства Болгарии приостановить по этому проекту строительные работы. Но Болгария настолько зависима от российского газа, что строительство газопровода причисляет к приоритетным задачам страны. «Газпром» сейчас ждет результатов досрочных парламентских выборов, которые пройдут 5 октября.
«Путинизация» - спорный термин.
Крихбаум, глава комитета по делам Евросоюза в бундестаге, назвал определение «путинизация» не очень удачным. Но ситуацию в Румынии, Болгарии и Венгрии он считает «вызовом» для всего Европейского Союза. В своем интервью DW Гунтер Крихбаум заявил: «Мы обязаны принимать всерьез и воплощать в жизнь такие общепринятые европейские ценности, как демократия, свобода и правовое государство не за пределами ЕС, например, во время расширения, а и внутри самого Евросоюза».
Кай-Олаф Ланг, один из сотрудников немецкого фонда «Наука и политика», не собирается сводить размывание общепринятых демократических стандартов в нескольких государствах, входящих в состав Евросоюза, исключительно к кремлевскому влиянию: «Я полагаю, что тут существует обратная связь: упрочение теневых секторов и откат либеральной демократии открывают новые возможности для влияния извне, в том числе и со стороны России».
«Европейский Союз обязан четко различать, в каком случае речь идет о непосредственном свертывании демократии, когда — о коррумпированном управлении государством, и в каких случаях о теневом влиянии», - считает политолог. Ланг, кроме того, отметил, что нужно обозначить собственную «красную черту»: в каком случае речь идет о реальной угрозе демократическим устроям, а в каком — о крайне неаппетитных, но все-таки еще приемлемых тенденциях развития.
Гунтер Крихбаум ранее выступал с требованием введения постоянного мониторинга состояния демократии и некоторых свобод в государствах - членах Евросоюза и разработки действенных механизмов санкций. Одновременно он признает: «Всем понятно, что потребуется сделать этакий шпагат из-за того, что все страны Евросоюза — суверенные государства, использующие широкие свободы в собственных делах».