Уголовное дело, которое открыл российский Следственный комитет против армейского руководства Украины, по сути, признает российское присутствие на Донбассе или СК РФ просто лишен логики и здравого смысла. Так считает адвокат К. Проконова, разместившая свой комментарий на портале ЛІГА.net.
Как известно, 29-го сентября СК РФ объявил об открытии уголовного дела по признакам совершенного «геноцида русскоязычного населения» на Донбассе. Виновны в этом по версии российских следователей министр обороны Украины В. Гелетей, командующий Генштабом В. Муженко, а также командир 25-й бригады ВСУ О. Микас. Эти граждане Украины виновны в организации убийств, применении запрещенных методов и средств ведения войны и геноциде. Однако адвокат предложила разобраться насколько правомочны россияне возбуждать это и подобные им дела по событиям вне российской территории. Согласно российскому законодательству, которое по определению в СК РФ должны знать хорошо, расследование преступлений, совершенных за пределами России регулируется статьей 12 УК РФ. Как бы в России не трактовали понятие «вне территории РФ», зарубежные страны имеют собственный суверенитет.
Согласно части 3 статьи 12 УК РФ гласит, что сфера его действия распространяется на иностранцев, если их действия направлены против интересов РФ, ее граждан, лиц, которые постоянно проживают на территории РФ. Таким образом, легко можно сделать вывод, что СК РФ явно ошибся предъявив украинским военным обвинения в преступлениях, выбранных очевидно из общего списка произвольным образом несмотря на то, что согласно российскому уголовному законодательству в их действиях отсутствует состав преступления. Здесь нет никакой связи с российскими гражданами и интересами РФ. Как известно, российское руководство любит вспоминать о так называемом «русскоязычном населении», но такой термин существует только в политической риторике и совершенно отсутствует в правовой. В международных договорах с РФ о правовой помощи защита «русскоязычного населения» правоохранительными органами не предусматривается.
Теперь касательно конкретных обвинений. Согласно возбужденному делу, украинские военные обвиняются по статье 357 УК РФ «Геноцид» и статье 356 УК РФ «Применение запрещенных средств и методов ведения войны». По заверениям руководства России, она не ведет с Украиной войну, однако по логике СК РФ, чтобы ответить перед российским законодательством руководство украинской армии нарушило закон в соответствии с частью 3 статьи 12 УК РФ – нанесло ущерб интересам РФ и российским гражданам.
По Женевской Конвенции 1949 г. войне соответствуют признаки - формальный акт объявления, прекращение дипломатических отношений, аннулирование двусторонних договоров. По международному праву война предполагает вооруженную борьбу между государствами или их группами. После этого возникает вопрос, что СК РФ фактически признает факт войны между Россией и Украиной.
Кроме того, адвокат Проконова обращает внимание на обвинения в геноциде. Определение этого понятия в российском законодательстве достаточно близко по смыслу с определением Римского устава Международного уголовного суда. Однако, кроме по-имперски понятного стремления к громким заявлениям, адвокат сохраняет надежду, что и доказательства тому есть. В целом она отмечает, что, несмотря на пренебрежение международными нормами, России следовало бы уважать хотя бы свои законы, ибо если она будет и ими пренебрегать, то кто их будет вообще исполнять?
Просто совет.
Также Проконова позволила себе дать пару советов российской стороне, в частности с учетом того, что все предъявленные обвинения не подпадают под юрисдикцию РФ. Выходом из ситуации может стать обращение в Международный уголовный суд, в чьей компетенции рассмотрение уголовных дел, связанных с геноцидом. При этом стоит помнить, что ни Украина, ни РФ Римский статут не ратифицировала. Однако пункт 3 статьи 12 Римского статута предусматривает разовое обращение с заявлением о рассмотрении какого-либо конкретного преступления. Но российской стороне следует помнить, что должно прозвучать не требование, как обычно звучит в их документах, а просьба, кроме того, для таких случаев предусмотрена определенная процедура. МИД РФ обращается к секретарю Международного уголовного суда с заявлением, в котором признается юрисдикция по конкретному делу, прокуратура при этом обращается к прокурору МУС и подает все материалы, которые содержат доказательную базу. Также россияне могли бы обратиться к Украине с требованием, провести надлежащим образом соответствующее расследование по определенным деяниям на ее территории.
Украина со своей стороны может заняться расследованием преступлений лицами, в том числе и иностранными, на оснований УК Украины по таким обвинениям как «Посягательство на территориальную целостность», «Финансирование действий, осуществленных с целью насильственного изменения или свержения конституционного строя, захвата власти, изменения границ территорий или государственной границы». Таких фактов более чем предостаточно и правовых оснований тоже, особенно в отношении граждан РФ, воюющих против Украины в Донбассе.