В то время как Россия в ответ на европейские санкции ограничила ввоз европейских продуктов на свою территорию, ряд стран выразили готовность заменить Европейский Союз на продуктовом рынке РФ.
Мы уже сообщали о том, что Беларусь, Сербия и Узбекистан готовы продавать сельскохозяйственную продукцию в Российской Федерации, сегодня же журналисты раздела «Новости России» издания для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер» расскажут о еще одном стратегическом партнере России, выразившим готовность поставлять продукты питания на российский рынок.
Как нам стало известно, на российско-китайском экономическом форуме в Сочи заместитель председателя Государственного совета КНР Ван Ян подтвердил готовность своей страны экспортировать в Россию продукты питания. Кроме того, чтобы нивелировать российские убытки от разрыва отношений с американскими нефтяными компаниями, Поднебесная также готова предоставить России свое нефтегазовое оборудование.
Китайская сторона выразила готовность обеспечить российский рынок овощами, фруктами и соленьями из китайской провинции Шаньдун.
Отметим впрочем, что Китай никогда не являлся крупным экспортером продуктов питания. Учитывая количество населения Поднебесной, вся продукция, вырабатываемая китайскими фермерами, идет в основном на внутренний рынок.
Кроме того, ряд продуктов, таких как зерно и подсолнечное масло, Китай вынужден закупать у других стран. Так, ранее Китай закупал зерно у Украины.
Таким образом, очевидно, что КНР сможет поставлять в Россию лишь излишки своего продовольствия. Впрочем, скорее всего, речь идет о китайском производстве продуктов питания на территории Российской Федерации. Как известно, китайские предприниматели с радостью откроют свои предприятия и в России.
Как известно, в провинции Шаньдун, которая выразила согласие обеспечивать Россию продовольствием, совокупный объем производимой продукции составляет чуть больше 140 миллиардов долларов, в то время как годовой товарооборот между РФ и КНР в области сельского хозяйства достигает 20 миллиардов.
Напомним, что в последние несколько лет наблюдается резкая активизация торгового сотрудничества между двумя странами, а ухудшение отношений России с Европой и Америкой вынудило российские фирмы искать партнеров в странах Азии.
Кроме того, стоит учесть и совместный российско-китайский договор о поставках газа, рассчитанный на 30 лет.
В целом отношения между Кремлем и Пекином выглядят дружественными, тем более что у обеих стран общий враг в лице западной демократии.
Китай выступает против давления Запада с помощью санкций.
В свете улучшения российско-китайских отношений неудивительным выглядит и тот факт, что официальный Пекин считает ошибкой западные санкции против России. Также КНР предлагает Москве объединиться против западных стран, целью которых Пекин видит «цветные революции» по всему миру.
К сожалению, западные страны вступили в противоборство с Россией именно в тот момент, когда ухудшились их отношения и с Китаем. Пекин выразил недовольство по поводу поддержки, которую западная демократия оказывает протестующим в Гонконге, и на фоне ухудшившихся отношений с Западом нашел в лице Российской Федерации союзника.
Если раньше во взаимоотношениях Москвы и Пекина звучали лишь надежды на взаимовыгодное сотрудничество, без упоминания третьих стран, то сейчас отчетливо проступает и политическая составляющая российско-китайского диалога. Так, на саммите в Сочи Ван Ян высказался за то, что Китай и Россия должны быть солидарны против недружественных действий третьих стран, и стратегическим сотрудничеством должны дать достойный ответ Западу.
Таким образом, и Пекин, и Москва, очевидно, уже определились, против кого они будут «дружить». На политической карте мира отчетливо проступает формирование нового идеологического лагеря - стран, противопоставляющих себя демократическим ценностям. Особенно опасным выглядит то, что обе эти страны являются мощнейшими ядерными державами.
Кроме политических составляющих конфликта существуют еще и экономические. Так, недавно представители МВФ сообщили о том, что экономика США уступила китайской экономике. Так, специалисты считают, что к концу года ВВП Китая достигнет 17,63 триллиона долларов, в то время как у США только 17,42 триллиона. В дальнейшем разрыв ВВП будет только увеличиваться.
В то же время представители Международного валютного фонда предупреждают о третьей после мирового финансового кризиса волне рецессии. В условиях приближающейся рецессии финансовые вливания из Поднебесной могут стать серьезной поддержкой в противостоянии со странами Европы и США.
На сегодняшний день в Москве и в Пекине сознают, что в мировой политике происходят глобальные сдвиги. И совпадение позиций по принципиальным вопросам, и выгодность экономического сближения тут играют на руку лидерам этих двух стран.
Возможно, что в скором будущем у Соединенных Штатов появится новый противник, который не будет, как СССР, зависеть от мировых цен на нефть. И вполне возможно, что этот противник будет не по зубам Вашингтону.