Освещение обстановки в восточных областях Украины телеканалами Российской Федерации приобретает другое направление. Война плавно откладывается на второй план, внимание аудитории направляется на внутриполитические конфликты. Аналитики не исключают, что общественное мнение подготавливают к прекращению информационной поддержки проекту «Новороссия».
Если сравнивать с периодом с 6 по 12 сентября текущего года, в октябре употребление подобных выражений и слов, типа «украинская хунта», «Порошенко», «карательная операция», уменьшилось приблизительно на треть, отмечается в отчете Национальной службы мониторинга (НСМ) об исследовании, осуществленном по заказу проверенного источника. При этом упоминание «украинской хунты» понизилось на 54 процента, а выражение «каратели» – на 42 процента, отметили в беседе с источником руководитель НСМ Илья Киселев. Одновременно с этим термин «бандеровцы» употребляют чаще – на 18 процентов. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Картинка федеральных каналов поменялась.
Значительно поменялась телевизионная картинка – в первую очередь на федеральных каналах – Первом и «России 1». В новостях конфликту в Донецкой области отводится теперь незначительная часть эфира. К примеру, вчера новости государственных каналов все еще начинались с репортажей из Украины, но посвящались они критике политического устройства соседнего государства и рассказам о «бандеровцах».
Демонстрируются и изменения в воскресных аналитических выпусках. Стало интересно, между прочим, что такая передача, как «Вечер с Владимиром Соловьевым», с текущей недели выходит в менее рейтинговое время – вместо 21:00 она транслируется в 18:40, а это значит, предназначается в основном пенсионерам и домохозяйкам. Также интересно, что ее место в прайм-тайм «России 1» занимает многосерийная мелодрама.
Таким образом, внимание от так называемых «ополченцев Донбасса» медленно переключается на внутриукраинские проблемы, спровоцированные сменой правительства, – разного рода выборы и партийные скандалы. Как считает Илья Киселев, понижение упоминаний и терминов, имеющих связь с Украинским государством, производится в основном по причине режима прекращения огня и завершения военных действий в восточных областях Украины.
Заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин проявляет уверенность, что для правительства сегодня наступил момент закрытых теневых договоренностей, и в дальнейшем проводить накручивание общественного мнения было бы лишним. «Переговоры проводятся и с Украиной, и с государствами Запада, присутствуют попытки минимизировать влияние радикалов, – убежден он. – Ведь на протяжении нескольких месяцев рассказывали, что в Киеве хунта, а сегодня наши государственные главы будут встречаться в Милане – так что зачем же кричать на все государство, что у украинского народа жестокий режим? А вдруг Российская Федерация спросит, а зачем мы тогда с ними договариваемся?»
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин отметил в разговоре с корреспондентами, что поддерживаемое в средствах массовой информации напряжение, скорее всего, начало создавать деструктивное влияние на мировоззрение российского народа.
Риторика и тональность телеканалов Российской Федерации.
По убеждению руководителя Политической экспертной группы Константина Калачева, о изменениях в информационной политике существенно можно будет рассуждать по освещению встреч главы Российской Федерации Владимира Путина и главы Украины Петра Порошенко в Милане и, вероятно, результатов по выборам в Верховную Раду. Пока риторика и тональность телеканалов Российской Федерации, которые напрямую отождествляются с Москвой, по отношению Украины в действительности заметно смягчились.
«Общественное мнение нужно подготовить к тому, что независимая «Новороссия» никому, не считая ее руководителей, не нужна. Да и социально-экономическая повестка не разрешает о себе забыть. К примеру, повышение цен. И она в скором времени способна опередить украинскую, – рассказывает Калачев. – Помимо этого, что бы там ни рассказывали о готовности Европейского Союза отказаться от санкционных мер, Путин оценивает действительную серьезность намерений государств Запада и понимает, что докатился до тонкой красной линии».
Специалисты не сходятся в оценках того, как новая картина телевизионной пропаганды отразится на рейтинге лидера России, который возрос на фоне военно-мобилизационной повестки дня, и что в Москве способны предпринять для его поддержания. Мухин полагает, что рейтинг Владимира Путина зависит не только от обстановки в Украине, это индикатор совокупного отношения к нему народа. Макаркин полагает, что правительство способно поддерживать требуемый рейтинг, к примеру, проводя борьбу с «внутренними врагами» и отыскивая новых «национал-предателей», а присутствует и другая возможность: «Можно в конце концов переключить пропаганду на положительную струю».
Со слов Калачева, любые осуществившиеся договоренности по Украинскому государству в глазах подавляющего большинства россиян отправятся Путину в зачет: «Наша пропаганда умеет любое событие предоставить как успех в реализации стратегического плана. Но суть даже не в этом. Граждане утомились жить в ожидании военных действий. И данная усталость уже превысила все остальное».