Осенняя активизация известного экс-главы компании «ЮКОС» М. Ходорковского, сразу после своего освобождения из-за границы приступившего к укреплению и плотному сплочению представителей европейски мыслящей оппозиции в современном Российском государстве, встретила невероятный патриотический отпор. Экс-командующий донецкими боевиками И. Гиркин резко, но вполне литературно ответил на тезисы бывшего российского предпринимателя о главных заданиях будущего обустройства РФ.
Отчего Стрелок ополчился на М. Ходорковского?
Специалисты издания «Биржевой лидер» напоминают, что 1 октября М. Ходорковский выступил со своей программной речью в Соединенных Штатах. Ее 22 пункта немедленно назвали манифестом. Его основная мысль в том, что все годы правления Путина для страны оказались бесполезными, так как все это время Россия не двигалась в правильном направлении. Другими словами в либеральном, тесно связанном с евро-атлантическими ценностями. И. Стрелков уловил в речи экс-бизнесмена, в первую очередь, призыв к бунту ныне правящей элиты против главы Кремля и сплотившегося вокруг него народа.
Как бы там ни было, но текст бывшего скандально известного главкома вызывает впечатление не столь тревожного и отчаянного крика души, сколько именно расчетливой и специальной литературной игры. А все этого оттого, что Стрелков в явно демонстративной манере зеркалит господина Ходорковского. А именно: он полностью сохраняет саму структурную логику речи экс-главы ЮКОСА, подставляет совсем иных исторических персонажей с открыто противоположными по своему смыслу цитатами, своими словами пересказывает его мысли, наоборот их переворачивая, даже подзаголовки на свой лад переиначивает. Так что, если кажется, на первый взгляд, что Стрелков серьезно ополчился на Ходорковского, то уже на второй становится вполне понятно – он его просто реконструировал для своего развлечения.
К примеру, Ходорковский говорит, что десятилетие правления Путина вычеркнуто не только из его судьбы, но также из жизни всего государства. Стрелков переделывает это на свой лад: «Путинское десятилетие России вернуло надежду на возрождение». Первый в речи вспоминает Карамзина с его извечным «воруют» при ответе на вопрос, как обстоят дела в стране, а второй уже цитирует изречение царя Николая II: «Кругом измена, обман и трусость».
И. Стрелков, употребив множество раз синонимы слов «украсть» и «вор», разъясняет своему визави, что именно поэтому тот не имеет абсолютно никакого права рассуждать о дальнейших перспективах страны. В собственных лексических изысканиях он по-настоящему рождает удивительные обороты: к примеру, Ходорковский – это «сбежавший со своей родины незаурядный и богатый уголовник». В общем, И. Стрелков вовсе не верит в способность человеческого существа со временем кардинально менять свои взгляды и поэтому противопоставляет жадных олигархов себе и своим близким товарищам, которые еще с начала девяностых годов вступили в масштабную войну за Россию. Причем вполне реальную – на территории Приднестровья, Боснии, а также Чечни.
Если Ходорковский, обсуждая дальнейшее будущее родной страны, постоянно настаивает на ее незамедлительном «возвращении в Европу», то уже бывший так называемый ополченец полностью уверен, что именно европейцы непременно должны идти к россиянам за истинными, незабвенными ценностями. Потому что «именно их на сегодняшний день возрождает в Российском государстве президент Путин». А Ходорковскому при этом он обещает: «Мы дадим реальный и достойный отпор Вашему такому настойчивому и не угасшему за десятилетия заключения стремлению продать то, что никак Вам не принадлежит».
Впрочем, по самому ходу развязавшейся полемики Стрелков оказывается со своим политическим противником по некоторым позициям даже согласным – правда, непосредственно с точки зрения постановки самих наиболее острых проблем, а не способов по их решению. Скажем, он поддерживает М. Ходорковского в том, что «нынешнее российское общество несправедливо устроено» и что приватизация начала девяностых годов была такой же изначально. И. Стрелков полностью разделяет и его тезис, что недра должны принадлежать только народу, замечая, что М. Ходорковскому «иногда (хотя весьма редко) тюрьма все же идет на пользу». Вместе с тем он не замечает, что бывший олигарх, рассуждая о недрах и о своем народе, имеет в виду на них частную собственность, а не какие-то неповоротливые госкомпании. Другая точка соприкосновения двух известных виртуальных спорщиков – это современное прогрессивное налогообложение. Но сам Ходорковский имеет в виду, что достаточно солидный налогоплательщик сможет даже и спросить государство о собственных деньгах. Стрелков же снова о своем: грабителю о какой-либо социальной справедливости не пристало рассуждать.
А финальные размышления экс-главы ЮКОСА о том, что может послужить основой для русского понимания либерализма, экс-донецкий главком начинает было обсуждать, но внезапно потом сам себя прерывает. И так расшифровывает сегодняшнее понимание древнего боевого клича «За веру, Отечество и царя»: «Сегодня это значит вполне конкретную верность: нашей Русской Православной Церкви, всему Российскому государству и нынешнему Верховному Главнокомандующему В. Путину».