По мнению эксперта по вопросам национальной безопасности Тараса Жовтенко, Российская Федерация своими действиями вынудит Североатлантический альянс к переходу в режим постоянной боеготовности. Более детально мнение эксперта относительно перехода НАТО в режим постоянной боевой готовности из-за внешней политики российского руководства, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Издание "Новое время" приводит мнение Тараса Жовтенко, размышляющего о том, каким будет ответ на действия России со стороны Североатлантического альянса. По словам эксперта, после смены генсека в НАТО, когда Андреаса Фог Расмуссена сменил на этом посту Йенс Столтенберг, на первый взгляд показалось, что риторика Альянса в отношении Российской Федерации стала несколько мягче. В частности, в ходе своей, произнесенной в Брюсселе речи, новый генеральный секретарь назвал Россию не просто "соседом Норвегии" - он назвал РФ самым большим соседом Североатлантического альянса, страной, которую нельзя игнорировать. Столтенберг подчеркнул, что НАТО нужны отношения с Россией, однако весь вопрос заключается в том, какими именно будут эти отношения.
Подобные заявления указывают на то, что политический и государственный деятель, у которого за плечами имеется немалый опыт работы в правительстве и у которого имеются глубокие личностные связи с Владимиром Путиным, просто не может позволить себе менее дипломатичную риторику. Как не может он себе позволить и более дипломатичной риторики, поскольку у возглавляемой им организации есть долгая история стратегических приоритетов исторических ценностей, разделяемых всеми странами, которые входят в Альянс, и их нельзя принести в жертву своим личностным симпатиям.
Поэтому, несмотря на то, что Альянс старается не искать откровенной конфронтации с Российской Федерацией, это не означает полное бездействие этой организации. Исходящие из Москвы новые угрозы для всей мировой безопасности касаются не только соседней с Россией Украины – они затрагивают военную и оборонительную компетентность стран Западного мира. Действия Российской Федерации: развертывание на территории Арктики российской военной инфраструктуры, стратегические планы Кремля относительно наращивания в Крыму российского военного присутствия, недавние "фокусы" с маневрами российской подводной лодки, не остаются без адекватного ответа со стороны НАТО. Ярким примером такого ответа являются недавно состоявшиеся учения Noble Justification, в ходе которых было произведено развертывание стратегических бомбардировщиков "Б-52", технические характеристики которых позволяют использование ядерного оружия. Данный шаг является более чем прозрачным намеком российскому президенту. По словам Марка Шнайдера, бывшего стратега Пентагона, Российская Федерация уже в открытой форме угрожает возможностью применения различных форм ядерного оружия, поэтому в сложившейся ситуации необходимо задействовать усиленные средства для того, чтобы послать четкий сигнал запугивания.
Это самые масштабные трансформации военной политики Альянса со времен окончания "холодной войны".
В связи с подобными действиями Кремля, НАТО просто вынужденно к переходу в режим постоянной боевой готовности, который будет поддерживаться при помощи сразу нескольких факторов. Во-первых, это наличие в Европе сил быстрого реагирования Альянса. Во-вторых – в географически важных точках по всему восточному периметру НАТО будут размещены перевалочные базы. В-третьих, на восточных рубежах Североатлантического альянса теперь будет постоянное присутствие вооруженных сил стран, которые входят в организацию, осуществляемое на основе перманентной ротации. Планируется, что на острие обороны Альянса будут удерживаться на постоянной основе около 4 тысяч человек личного состава. Это станет самой большой трансформацией военной политики НАТО со времен окончания "холодной войны".
Более того, это не только общеорганизационная декларация – ряд стран, которые входят в Альянс, уже начинают готовиться к такому развитию событий на национальном уровне. В частности, польское руководство планирует провести масштабную реорганизацию всей военной инфраструктуры страны, в ходе которой приоритетом станет ориентирование на военные и геополитические последствия конфликта в восточной части Украины. Несмотря на то, что Польша является членом Альянса с 1999 года, большая часть 120-тысячных Вооруженных сил страны находится на ее западных границах – сказываются отголоски "холодной войны". Руководство Польши планирует самым радикальным образом изменить эту ситуацию – свой оборонительный потенциал увеличат, как минимум, три военных базы, расположенные в восточной части страны. К 2017 году планируется увеличение с нынешних 30 процентов оборонительного потенциала данных военных баз (личный состав, логистика, вооружение), до 90 процентов. Такая стратегия является воплощением на практике тезисов, которые были озвучены во время сентябрьского саммита Альянса и подтвержденных новым генеральным секретарем организации. Несмотря на то, что речь в данном случае идет только о польской армии, стоит помнить о ротационном усилении восточных рубежей Альянса, где численность личного состава может составлять 2 500 человек из-за проявленной Варшавой инициативы.