Еще не утих ажиотаж от заключения в мае месяце китайско-российского контракта на поставку в Китай газа из Сибири по «восточному маршруту», как заключается новый контракт и заявляется о готовности сделать «западный маршрут».
Подписанный во время рабочего визита президента РФ в Пекин документ, еще не контракт, а меморандум. Но в свете крепнущей на глазах дружбы Поднебесной и Москвы откладывать наполнение договоренностей конкретными показателями, не станут. Об этом пишет издание «Укринформ».
Игра за китайскими правилами.
Большинство показателей уже известны. В 2020 году предполагается завершение строительства газопровода «Алтай» (тот самый «западный маршрут»). В год по нему можно будет поставлять около 30 миллиардов кубометров топлива на протяжении 30 лет. В случае «желания клиента» «Газпром» может увеличить ему прокачку даже до ста миллиардов кубов.
Согласно словам Алексея Миллера, являющегося главой «Газпрома», этот маршрут является приоритетным направлением в российско-китайском газовом сотрудничестве. Также он отметил, что свою работу он может начать раньше «восточного». Почему же это подписание не осуществилось раньше, ведь Россия всегда уделяла немалое внимание и «западному маршруту» экспорта газа в Китай с действующих месторождений на Ямале?
В 2004 году протоколы относительно поставок газа были подписаны и по «восточному» маршруту, и по «западному». Однако Китаю получать газ по «западному» маршруту было неинтересно, поскольку в страну в тех местах уже заходят иные газопроводы. Тогда именно Пекин настоял на «Силе Сибири». Российской Федерации, прижатой к стене строптивостью европейских покупателей и западными санкциями, в конце концов, довелось согласиться на довольно дорогостоящий проект, поскольку для него нужно не только протянуть трубопровод, а и разработать Ковыктинское и Чаяндинское месторождения.
Напомним, согласно контракту между China National Petroleum Corp и «Газпромом», стоимость которого 400 миллиардов долларов, Российская Федерация, с 2018 года, в год обязана поставлять на территорию Китая 38 миллиардов кубометров голубого топлива на протяжении 30 лет (также существует возможность увеличения до шестидесяти миллиардов). Строительство газопровода «Сила Сибири» начали 1 сентября. Его стоимость составляет 55 миллиардов долларов. На протяжении нескольких месяцев упорно твердили о том, что 25 миллиардов долларов из них выделит Пекин.
Но вот новость: для строительства газопровода, «Газпром» уже не рассматривает привлечение китайских 25 миллиардов долларов. Об этом в воскресенье, после подписания заявил сам Миллер. Монополия должна будет теперь тянуть газопровод исключительно своими силами. Это в нынешних условиях довольно нелегкое бремя для компании, хотя изыскать такую сумму она конечно сможет. Возникает вопрос: почему отказались от кредита? А потому что хорошими друзьями китайцами, были предложены такие условия относительно процентов, что концерн понял, что лучше дождаться снятия санкций, а также «разжиться» заемными средствами корыстного и злобного Запада, о чем пишет «Укринформ».
«Западный маршрут» может повлиять на целесообразность «Южного потока».
По оценкам экспертов, «Газпром», возможно, будет вынужден развивать китайское направление в ущерб иным проектам - заводам СПГ и газопроводу «Южный поток». Так что, из-за финансового положения самого поставщика, «Южный Поток» может иссякнуть.
Однако, исходя из того, что на европейский рынок газ идет с тех самых месторождений, что и будет идти по «западному маршруту», то это должно напугать Европейский Союз и всех других потребителей восточнее границ Российской Федерации, а также заставить их быть немного покладистее.
Алексей Миллер заявил о том, что Москва заготовила еще один маршрут - поставки голубого топлива из Дальнего Востока. Согласно расчетам «Газпрома», в среднесрочной перспективе объемы газовых поставок из Российской Федерации в Китай могут превысить объемы европейских поставок.
Невыгодная выгода.
Большинство российских аналитиков не склонны радоваться очередному «громкому прорыву» в двусторонних отношениях. «Зависимость «Роснефти» и «Газпрома» от отношений с КНР уже становится более высокой. Китай теперь может навязывать довольно невыгодные условия», - отмечает Алексей Кокин, представитель инвесткомпании «Уралсиб Кэпитал».
Такого же мнения и представитель аналитического департамента Sberbank CIB Валерий Нестеров. «Контракт с КНР - стратегический проект, однако без эффекта в экономическом плане. Здесь даже существует риск уйти в минус, в случае если не получится удержать под контролем расходы», - отметил он.
Китайские эксперты трактуют данную ситуацию исключительно взаимовыиграшной. «Подписание энергетических контрактов между Россией и Китаем взаимовыгодно», - заявляет Чжоу Дади, замруководителя Китайского общества по исследованию проблем энергетики. Также он напоминает о том, что европейское давление на Российскую Федерацию из-за украинского конфликта, заставляет Кремль искать решения своих проблем на Востоке. При этом он отметил, что Китаю как раз надо все больше энергоресурсов.
Чэнь Юйжун, являющийся старшим научным сотрудником Китайского института по международным исследованиям, считает, что появляется все больше двусторонних «мегапроектов», отвечающих потребностям Российской Федерации в диверсификации энергоэкспорта, а также развитии Дальнего Востока, и которые одновременно, попадают «в унисон» с потребностями Китая в плане обеспечения его энергонезависимости.