Житель Беларуси, отправившийся на Донбасс воевать на стороне одной из самопровозглашенных там республик, в интервью изданию "Русская планета" поделился своими впечатлениями от увиденного в этом восточном регионе Украины и рассказал, зачем он туда поехал. Более детально о том, почему гражданин Беларуси принял решение отправиться воевать на Донбасс, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
В начале октября этого года Валерий Вакульчик, возглавляющий белорусский Комитет государственной безопасности, в ходе своего выступления в парламенте, предупредил: участие белорусских граждан в вооруженном конфликте на украинской территории является уголовно наказуемым деянием, вне зависимости от того, на чьей стороне они воевали. Он напомнил о нормах белорусского законодательства, которым предусматривается уголовная ответственность за наемничество, и если подобные действия будут выявлены и доказаны, то будет приниматься соответствующее решение.
В этой связи те белорусы, которые приняли решение все-таки отправиться на Донбасс, предпочитают скрывать свои настоящие имена, чтобы избежать уголовного преследования за свои действия на Родине, однако 27-летний житель Витебска, до недавнего времени воевавший на Донбассе на стороне сепаратистов из "Донецкой народной республики", с которым удалось пообщаться журналистам издания "Русская планета", своего настоящего имени не скрывал. Он сообщил, что его зовут Сергей, а на Донбассе он воевал под позывным "наездник". Происхождение своего позывного он объясняет тем, что по приезде на место сразу же заявил, что внутри бронетранспортера ездить не будет – только на броне. По словам Сергея, этому его учил еще отец, говоривший, что внутри БТРа можно сгореть, и хоронить будет просто некого, тогда как с брони можно просто спрыгнуть и остаться живым.
По его словам, белорусы в восточной части Украины встречаются довольно часто, и это не экзотика. Причем встречаются белорусские граждане по обе стороны конфликта – их там примерно поровну, хотя подобная оценка и является весьма приблизительной. Сергей объясняет, что воюющие на стороне так называемой "Новороссии" белорусы распылены по разным отрядам, добирались в Украину по разным каналам, тогда как воющие на стороне украинских военных более объединены, поскольку за Киев ехали воевать белорусские националисты, которые прекрасно знают друг другу. В начале этого года многие говорили о формировании отряда "Пагоня", бойцы которого планировали воевать на стороне украинской власти, однако потом эти разговоры как-то стихли. По мнению Сергея, эти ребята просто записались в один из отрядов "Правого сектора", сменив название, чтобы их было сложнее "вычислить", и там они, скорее всего, держатся все вместе.
Он также объяснил, что не может рассказать правду о том, как попал на Донбасс, поскольку не хочет подставлять других людей. Сергей также рассказал о листовках, появившихся в Витебске, текст которых от имени РНЕ призывал белорусов отправляться на защиту Славянска. Множество подобных листовок было и в Минске, однако он "баркашовцам" не доверял, поэтому и связываться с ними не рискнул.
На Донбасс из Беларуси едут те, кто не смог "найти себя" в своей стране.
Сергей объяснил, что ни он сам, ни его знакомые не ехали на Донбасс ради денег. Однако они не ехали туда и за идеей. По его словам, на Донбассе вообще не очень хорошо относятся к идейным, поскольку и них в мозгах некий романтический образ войны, а после первого огневого контакта они уже воспринимают все по-другому, причем с негативными последствиями для своего организма.
На Донбасс ехали те, кто не смог "найти себя" в Беларуси, кому на Родине просто ничего не светит, кроме как работать на одном из местных заводов, спиться, найти себе какую-то некрасивую жену и нарожать детей, которых ждет такая же судьба. Туда едут те, кто не сумел вырваться из провинции, где жизнь словно застыла так, как это было 20 лет назад. Сергей говорит, что не встречал на Донбассе ни одного жителя Минска, поскольку у них совсем иной менталитет, они смотрят на жизнь иначе, и у них совсем другие возможности.
Минчане воевали на стороне Киева, и это он знает точно – там воюют националисты, которые еще в 90-х годах маршировали по улицам белорусской столицы под бело-красными знаменами. А те, кто ехал из провинции – они к политике не имели никакого отношения. Эти люди ехали воевать потому, что им объяснили – там будет строиться новое государство, в котором можно будет начать свою жизнь с чистого листа, кем-то стать. Объясняли, что после того, как все закончиться, всем, кто захочет там остаться будет предоставлена и земля, и дом, и все те, кто сражался за независимость "народных республик" будут там героями. Конечно, предлагали и деньги, однако суммы были не баснословными. Иными словами, люди ехали на Донбасс для того, чтобы изменить собственную судьбу. Много людей со схожей судьбой приезжали на Донбасс из российской глубинки, рассказывая, как они могли сидеть без работы по шесть месяцев. По словам одного из них, раньше, в 90-е, многие из тех, кто не мог найти себе работу, шли в бандиты, однако сейчас это не актуально. А вот "Новороссия" – это "нормальная тема", поскольку можно быть при деле, и прокормить при этом свою семью.