Российское издание Новая газета пишет о том, что боевые самолеты Российской Федерации все чаще и чаще летают в международном воздушном пространстве вокруг Европы, а западные истребители, в свою очередь, их условно перехватывают. Как говорит генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, за этот год таких перехватов было больше ста, что является в три раза больше, нежели в прошлом 2013 году.
Как объясняет Павел Евгеньевич Фельгенгауэр, который является российским биологом, журналистом, а также независимым военным обозревателем, в большей части стратегические бомбардировщики Российской Федерации дальней авиации Ту-95, обычно летающие традиционным маршрутом, который известен среди летчиков как «за угол» - вокруг территории Норвегии в условную точку пуска к северу от Шотландии, откуда крылатые ракеты, имеющие большую дальность, ХХ-55 могут добить и до Вашингтона, и до Нью-Йорка. Дальность крылатых ракет составляет более 3000 километров, каждая из которых несет боеголовку в 200 килотонн. В полете Ту-95 часто сопровождается летающими танкерами Ил-78 для того, чтобы можно было дозаправиться в воздухе, а часть маршрута – истребителями-перехватчиками. Ранее за «угол» часто летали сверхзвуковые Ту-160, однако на сегодняшний день такие полеты очень редкие, так как приходится экономить ограниченный моторесурс оставшихся двигателей НК32-1, которые на это время нельзя вновь изготовить или же капитально отремонтировать из-за утраты технологии производства некоторых ключевых деталей. Завод обанкротился, советская производственная линия была разобрана в утиль, а прежние специалисты ушли на пенсию или же просто умерли. Существует профинансированная программа восстановления производства двигателей НК32-1, однако получить результат к этому времени еще не удалось.
По словам Фельгенгауэра, Генштаб считает Калининградскую объединенную группировку, которая была окружена уже в мирное время, самым слабым участком обороны и отрабатывает планы ее срочного усиления в том случае, если обострятся отношения с НАТО. Большое количество и достаточно регулярно в Калининград из Петербурга и обратно над Балтикой летают истребители, фронтовые бомбардировщики, а также военно-транспортные самолеты по узким, особенно в Финском заливе между Эстонией и Финляндией, воздушным коридорам.
Военные борты не имеют права летать над территорией стран Балтии, а над морем летчики часто приближаются, а часто и ненароком влезают в чужое воздушное пространство. На данный момент в общей нервной обстановке, когда украинско-российский конфликт вплотную приблизил Российскую Федерацию и НАТО к новой холодной войне, практически каждый перелет сопровождается условно-учебным перехватом, за которым последуют обмены заявлениями и опровержениями.
Фельгенгауэр отмечает, что авиаманеврами, естественно, дело не заканчивается. Несколько дней тому назад во время мирового экономического саммита большой 20 в Брисбене к австралийским берегам (вероятно, для того чтобы подкрепить переговорные позиции российского президента Владимира Путина или же просто защитить его от недругов) отправилась существенная сводная флотилия Балтийского, Черноморского, а также Тихоокеанского флотов: два ракетных крейсера, 2 фрегата, корвет-сторожевик, танкеры, а также морские буксиры, без которых российские престарелые боевые корабли не ходят в дальние походы.
Как рассказывает Фельгенгауэр, в Филиппинском море российскими самолетами были устроены маневры с боевыми стрельбами. Так как самолеты даже дальней авиации не могут долететь до Австралии и назад без посадки, а в регионе нет дружественных авиаций, то пришлось посылать флот. Видимо, уж так сильно захотелось показать себя во всей красе.
В холодной войне такого рода демонстрация военной и, прежде всего, ядерной мощи была достаточно важным политическим инструментом. Такие действия назывались «балансировать на грани войны» или же brinkmanship. Такой термин был предложен еще в пятидесятые годы покойным американским госсекретарем, которым был Джон Фостер Даллес, чтобы обозначить намеренное нагнетание угрозы ядерной войны до самого края пропасти. Поскольку ядерная война приведет к гарантированному самоуничтожению, или же mutual assured destruction, другая сторона будет вынуждена пойти на компромиссы и уступки. Во время проведения той холодной войны такую тактику с огромным успехом приняли обе стороны, однако придумана она была американцами, которые уступали советскому блоку в обычных вооружениях, а полагались в большей степени на ядерные. Во время Карибского ракетного кризиса, который произошел в октябре 1962 года, Вашингтоном был повышен уровень военной готовности до «красного» DEFCON 2 по пятибалльной шкале. Однако кризис все же закончился компромиссом.
В октябре 1973 года, в то время как на Ближнем Востоке была «война Судного дня», израильтянами был форсирован Суэцкий канал, прорвана оборона, египтяне не смогли уже их остановить и вынуждены были попросить помощи у Москвы.
В СССР начали сажать в транспортные самолеты дивизии ВДВ для того, чтобы перебросить их в долину Нила – остановить ЦАХАЛ. Вашингтоном тогда был введен «желтый» DEFCON 3 для стратегических сил и были подготовлены для переброски в регион свои десантные войска. Госсекретарь Генри Киссинджер, который был другом Владимира Путина, прилетел в российскую столицу и уговорил правительство Российской Федерации пойти на уступки, поскольку Ричард Никсон является сумасшедшим антикоммунистом и он уже готов был нажать ядерную кнопку. Уговоры сработали и было объявлено о перемирии, десант был отменен, вместо чего в Каир была прислана группа наблюдателей. СССР тогда окончательно утратил всякое влияние в Египте.