Несмотря на все отказы от своего присутствия на Донбассе в исполнении российских властей, солдаты, представляющие данное государство, явно воюют на востоке Украины. В связи с этим авторитетный журналист Олег Кашин на просторах издания «Deutsche Welle» решил не только проанализировать текущее положение дел, но и оценил шансы наемников на будущее счастливое существование уже у себя на родине. Особенно интересуют шансы высокопоставленных российских наемников на место в политике Кремля.
Многие бывшие лидеры сепаратистов уже вернулись на родину. Самим ярким персонажем из них является международный террорист Игорь Стрелков-Гиркин, который все-таки на данном этапе продолжает имитировать эксперта, но никто никак не предлагает ему места у власти. Отношение Запада к Российской Федерации и без того в последнее время является резко негативным. Именно поэтому допускать к руководящим должностям ярко выраженных сепаратистов явно в сложившейся ситуации будет рискованно.
Россия регулярно является участником и организатором боевых действий. К этому списку можно еще приписать и афганскую войну. С учетом событий в Чечне, сразу три поколения россиян возвращались к мирной жизни после боевых действий. Каждый раз люди смотрели с опаской и надеждой на бывших героев своей страны. Несмотря на все ожидания, достаточно быстро о ветеранах забывали, а государство оставляло их существовать в нищете.
Если некоторые эксперты думают, что после Донбасса ситуация кардинальным образом будет измена, то эти псевдоспециалисты явно могут считаться самыми настоящими фантазерам. Ни в коем случае не стоит забывать о том, что в войне в той же Чечне российские военнослужащие на официальном уровне принимали участие, но их все равно забыли. Теперь же Кремль вовсе не признает своего присутствия на востоке Украины, а значит, всяческие официальные добровольцы, отпускники, заблудившиеся и не разбирающиеся в пространстве солдаты не будут иметь законных прав на получение каких-нибудь выгод от государства.
Подобная ситуация очень выгодна для казны. С одной стороны, бойцы выполняют конкретную миссию. С другой же стороны, поощрять выживших участников сражений за это впоследствии совсем необязательно. Пока тот же Стрелков-Гиркин представляет собой некую медиазвезду с ярко выраженными политическими амбициями, но постепенно становится ясно, что этот боевик сам не верит в успех своей кампании. На Донбассе он справился с поставленными перед ним задачами, а вот на родине он лишь доигрывает отведенную ему роль. Сразу же после возвращения в Россию Гиркин сделал несколько громких политических заявлений, из которых можно было узнать исключительно о том, что политика является неким высокопоставленным театром марионеток, а за всем этим стоят известные семейства Рокфеллеров и Ротшильдов. Люди послушали, пообщались между собой и стали забывать об этом.
Счастливое будущее «ветеранов» Донбасса – это миф.
Деловое издание «Биржевой лидер» приводит слова журналиста Олега Кашина о том, что якобы добровольцам не стоит ожидать от российских властей особой помощи. Достаточно смоделировать ситуацию, когда война на Донбассе закончилась, а все «местные ополченцы» чудесным образом выехали из Украины. Именно они затем будут составлять очередь в собес, где им будут говорить о том, что их никто не посылал на боевые действия.
Добровольцы якобы руководствовались только своим решением, за что государство платить им не собирается. Кричать, требовать и возмущаться тогда эти уже бывшие террористы могут сколько им угодно, но коэффициент полезного действия данных мероприятий будет стремиться к нулю. За историю России уже неоднократно наблюдалась подобная ситуация, а сейчас не существует предпосылок для того, чтобы что-нибудь изменилось.
Существует небольшая вероятность того, что Кремль в дальнейшем будет использовать высокопоставленных наемников по типу Стрелкова-Гиркина в качестве своей «системной» оппозиции. Российским властям всегда необходим подконтрольный политический оппонент. Кандидат в президенты Михаил Прохоров, партия «Родина» и многие подобные проекты уже показывали разный уровень собственной эффективности. Именно поэтому бывшие главари боевиков вполне могут оставаться в неком политическом резерве до наступления определенного момента, когда им снова дадут в руки текст и пустят в телевизионный эфир. Тот же Стрелков в случае предварительно профессионально подготовленного для него плацдарма вполне может создать необходимую Владимиру Путину интригу.
В том удивительном случае, если Гиркин захочет впервые в своей жизни принять самостоятельное решение, а не выполнить приказ руководства, у него в перспективе будут лишь всяческие «Русские марши», в результате которых он будет появляться в печатных изданиях лишь несколько раз в году. Ни при каких обстоятельствах не стоит забывать о том, что в России на сегодняшний день таких резервных сил, имитирующих национальное движение, существует слишком много. В этой группе даже наблюдается определенная конкуренция, и далеко не факт, что Стрелков смог бы в будущем одержать победу в этих идеологических противостояниях. Есть и третий вариант, но сидеть в тюрьме из-за обвинения в подготовке к военному перевороту или мятежу представленный наемник явно не желает.