О понятии гибридной войны в современном мире стали говорить впервые американские специалисты еще в 2004 году, полагая, что к такой войне могут прибегнуть некоторые страны, в частности, Северная Корея, Иран, Россия и Китай.
По мнению специалистов, гибридная война представляет собой форму военных действий,когда вовлечены в конфликт разнородные по составу, уровню, средствам и характеру подготовки силам. Билл Немет, полковник Корпуса морской пехоты США, считает, что гибридная война это современный вид партизанской войны, объединяющий современные технологии и методы мобилизации.
Эксперт ЦВПИ для ИАЦ СНБОУ Вячеслав Гусаров в статье, опубликованной в издании Информационное сопротивление, выразил собственную точку зрения на информационную пропаганду, которую ведет Россия в настоящее время и прокомментировал ее действия, связав их с событиями на Украине.
Гибридную войну Россия проводит, сопровождая боевые действия информационными компаниями. К элементам информационной войны, считает Гусаров, можно отнести любую дезинформацию, провокацию, обманный маневр или даже действия.
Украина уже пережила несколько этапов этой войны. Первый этап был осуществлен в Крыму, когда благодаря идеологической обработке крымчан, референдум был проведен в пользу присоединения к России. Второй этап был на востоке Украины, однако затянулся и пошел не по сценарию, пишет в статье эксперт, помешали действия отмобилизованных украинских войск и контр - пропагандистских мероприятий.
И хотя сумбурным был украинский ответ российской пропаганде, он позволил развиться патриотизму украинцев. Сегодня пропагандистская машина Кремля, имеющая богатый опыт, меняет свою тактику информационной войны в соответствии с изменяющимися условиями и ситуацией.
Автор статьи приводит хронологию информационной активности российских СМИ, с целью показать изменение тактики, задача которой оказать наибольшее влияние на внешнюю аудиторию.
В частности, факты, которые приводит Гусаров, относятся к усилению давления на руководство России западных лидеров, вынуждающих кремлевский пропагандистский аппарат менять направление воздействия информационных продуктов. Автор считает удачным давлением на президента России слов австралийского премьера, фактически заставивших Путина покинуть саммит раньше всех лидеров «двадцатки».
Эксперт анализирует отношение Запада к действиям России, как авторитарному мнению Путина. Мировое сообщество, считает эксперт, представляет внешнюю политику России некоей пропагандистской дипломатией, а особо наблюдательные, даже пытаются провести аналогию между чертами характера Путина и политическими действиями Кремля.
На Западе сформирован негативный информационный фон.
Он создан образом Путина, который российская пропаганда в первое время успешно нейтрализовала. Однако сейчас после введения октябрьских санкций в российских СМИ пропаганда ведется, но уже не воспринимается как прежде, поскольку не подтверждается реальными фактами.
Уровень угроз, на котором, по мнению президента США, находится сегодняшнее мнение общества о России в большинстве стран, рядом с лихорадкой Эбола, сформирован благодаря рассказам СМИ о стране с агрессивной пропагандой и огромными запасами нефти, газа и других ресурсов, коррупцией и авторитарным управлением. Страной, где отсутствует демократия, а по телевизору звучит кремлевская пропаганда.
Несколько туманная позиция автора придает статье характер рассуждения, без конкретной оценки ситуации. В частности, неясна позиция автора в отношении к обывательскому мнению запада. Однако реально преподносится агрессивность политики России, угрожающей последствиями не только постсоветскому пространству, но и Европейскому Союзу.
Политика России преподносится автором статьи, как попытка самоутверждения государства, размахивающего атомной дубинкой, и имеющего имидж нестабильного и ненадежного геополитического игрока.
Еще одним фактом, подтверждающим изменение тактики Кремля, автор считает попытку российских руководителей найти баланс между народом и чиновниками. И хотя рейтинг Путина все еще высокий (88%), Гусаров утверждает, что доверие народа к ложным суждениям, навязанных Кремлем об отсутствии российских солдат на востоке Украины, о крымчанах, благодарных Путину за освобождение, о русских, мечтающих жить под российским флагом, давно потеряно и они не соответствуют действительности.
Факт поиска нового пути усиления влияния на зарубежную аудиторию с помощью Международного информационного агентства «Россия Сегодня», воспринимается экспертом, как еще одно доказательство смены информационной тактики Кремля.
Сильная и без того, информационная политика Кремля, развивается быстрыми темпами благодаря увеличению расходов статей госбюджета на новые проекты. На 2015 год из бюджета будет выделено в 1,5 раза больше средств, чем в предыдущем году. Происходит это, утверждает Гусаров, за счет сокращения расходов на медицину и образование почти на 30 процентов.
Россия пытается преподнести западному обществу европейские события, в частности события в Варшаве от 11 ноября 2014 года, в призме эволюции неофашизма. Российские телевизионные работники взяли интервью у К. Ренкаса, известного своими неевропейскими взглядами, осветив также в основном негативную часть праздника, - подчеркнул Гусаров.
Пытаясь использовать негативное мнение в свою пользу, российская пропаганда берет интервью у известных своими неоднозначными высказываниями политиков Европы. Кроме того, российская пропаганда выпячивает своего президента, представляя его самодостаточным и могущественным победителем, хотя как участник формата большой двадцатки он был в двадцатой позиции.
Эксперт делает вывод о существующей информационной российской политике, как о неспособной, неадекватно реагирующей на современные геополитические вызовы.