Суд в городе Вашингтоне постановил немедленно разделить 100 миллионов долларов, которые бывший украинский премьер П. Лазаренко тщательно скрывал в офшорах. В результате правительство Соединенных Штатов может получить 75 миллионов долларов, а вот банк, находящийся в государстве Антигуа - 25 миллионов долларов.
Представители американской системы правосудия сумели установить реальное местонахождение примерно 250 миллионов долларов, которые все тот же Лазаренко вывел из Украинского государства коррупционным путем. По словам Д. Берда, партнера известной юридической компании AGG, украинская сторона попросту упустила шанс войти официально в данное дело, которое уже подходит к своему логическому концу.
В то же самое время, как считает опытный юрист, Киев еще имеет некоторую возможность претендовать на денежные средства, выведенные экс- премьером.
"На сегодняшний день существуют прецеденты, когда все те деньги, которые Соединенные Штаты конфисковали у зарубежных лиц, признанных официально виновными в нарушении действующих американских законов, использованы были для финансирования всевозможных проектов в этих самых странах", - пояснил господин Берд.
Для того чтобы увидеть украденные П. Лазаренко финсредства, юрист дал совет высшему украинскому правительству немедленно инициировать переговоры на данную тему с американским Министерством юстиции.
Ранее также сообщалось, что правительство Соединенных Штатов продало имение того же Лазаренко за 5 миллионов долларов.
Специалисты издания "Биржевой лидер" напоминают, что Лазаренко занимал пост украинского премьера с мая 1996 по июль 1997. Уже в 2004 году его осудил суд США за всевозможные "финансовые злоупотребления" и в итоге приговорил к 9 годам тюремного заключения и значительному штрафу. В ноябре 2012 года он был освобожден из федеральной тюрьмы и впоследствии передан представителям иммиграционной власти.
Кто претендует на "наследство" Лазаренко?
Сегодня на деньги П. Лазаренко претендуют много частных, а также государственных учреждений и лиц. Среди них - Минюст США, ликвидаторы банка в Антигуа, ранее принадлежавшего Лазаренко, консалтинговая компания UTICo, видный украинский бизнесмен А. Дитятковский, "Газпром", а также семья экс-премьера.
Минюст США имеет в наше время доминирующее право на официальное получение финсредств Лазаренко, так как последний был признан виновным именно на территории США, согласно американскому законодательству.
Газпром РФ претендовал на целых 65 миллионов долларов США, ссылаясь на решение одного из российских судов, согласно которому, "Единые энергетические системы Украины" задолжали России в 2001 году. Но суд Вашингтона категорически отказал "Газпрому".
Имеет претензии к Лазаренко и UTICO - компания из штата Массачусетс, которая привлечена была ГПУ в 1998 году для оказания необходимой помощи в расследовании работы компании ЕЭСУ и United Energy International в Лондоне. UTICO заявляет, что имеет полное право на выплату 12 процентов от каких-либо возвращенных финсредств за услуги для ГПУ. Компания заявляет, что она сыграла очень важную роль в последующем замораживании сразу 144 миллионов долларов, ранее принадлежавших Balford Trust в Гернси, где конечным владельцем выступал именно Лазаренко.
Истец А. Дитятковский, экс-владелец "Днепронефти", утверждает, что получил убытки в 1,38 миллиона долларов из-за вымогательств П. Лазаренко по "откату". Дитятковский утверждает, что он являлся одним из бизнес-лиц, которые были обязаны платить процент от получаемой прибыли или отдавать часть личного бизнеса Лазаренко. Суд в США отклонил такой иск Дитятковского.
В свою очередь, ликвидаторы Eurofed Bank в Антигуа, ранее принадлежащего Лазаренко, констатируют, что должны возместить имеющиеся долги банка перед третьими лицами, которые не связаны с экс-премьером. По их оценкам, сумма, что необходима для оплаты накопившихся долгов, составляет 3,9 миллиона долларов.
Важно отметить, что украинское правительство в лице ГПУ предпринимало некоторые попытки вернуть в страну деньги Лазаренко. Как известно, еще в мае 1998 года генпрокурор Б. Ференц подписал договор с UTICo по правовой помощи в возврате денежных средств Лазаренко в Украину за 12 процентов комиссии от всей возвращенной суммы. Далее преемник Ференца, М. Потебенько, расширил область деятельности UTICo и уполномочил их возвращать денежные средства, вывезенные из Украины уже П. Кириченко.
Но в сентябре 2003 года Печерский райсуд Киева постановил, что официальная доверенность, выданная UTICо в ГПУ, не имеет никакой юридической силы, потому что Генпрокуратура не имела юридических полномочий самостоятельно распоряжаться госимуществом или делегировать подобное право UTICo. В свою очередь, Верховный суд Украины в силе оставил решение Печерского райсуда уже 14 июня 2006 года. Также Министерство юстиции Украинского государства в письмах от 23 июля 2010 года и 21 сентября 2010 года подтверждало, что UTICо не могла никоим образом представлять интересы Украины в судах Штатов в отношении имущества сбежавших П. Лазаренко и П. Кириченко.
Кроме привлечения UTICо, каких-либо иных попыток по возврату денежных средств Лазаренко украинское правительство не предпринимало.