В неправительственной политологической организации Соединенных Штатов Америки под названием The National Interest уверены, что на самом деле новая холодная война уже была начата, однако пока это не особо заметно, потому как она сильно отличается от того, что было ранее.
«Даже не сомневайтесь в том, что на сегодняшний день Соединенные Штаты Америки уже начали ведение новой холодной войны. На этот счет ни у кого не должно быть никаких заблуждений», - заявил Джеймс Карден (James W. Carden), занимающий должность ответственного редактора и онлайн-обозревателя американской политической организации The National Interest.
Киссинджер и Горбачев дали свою оценку ситуации.
В начале ноября этого года американский государственный деятель, дипломат и признанный эксперт в области международных отношений Генри Киссинджер по случаю 25-й годовщины падения Берлинской стены посетил Берлин, а также дал эксклюзивное интервью корреспонденту информационно-политического немецкого журнала под названием Der Spiegel.
В беседе с господином Киссинджером, среди прочего, также был затронут вопрос возникновения новой холодной войны, на что американский дипломат ответил, что такая возможность не исключена. Однако Генри Киссинджер также подчеркнул, что возникновение новой холодной войны может стать для мира очень тяжелым ударом.
«Я предполагаю, что возможность возникновения новой холодной войны действительно реальна. Однако если это случится, то станет настоящей исторической трагедией. Таким образом, если есть хоть какая-то возможность предотвратить возникновение подобного конфликта, путем следования признанным нормам морали и безопасности, то это, разумеется, обязательно следует сделать», - подчеркнул американский эксперт по международным отношениям Генри Киссинджер.
Более того, по случаю 25-летия со дня падения Берлинской стены столицу Германии также посетил бывший президент Советского Союза Михаил Горбачев, который выступил с предостережением о том, что мир сейчас «стоит на грани холодной войны».
«Нынешняя мировая ситуация является весьма нестабильной. С большой вероятностью может начаться новая холодная война. Впрочем, некоторые, как я знаю, считают, что она уже началась», - отметил Михаил Горбачев.
Нынешняя холодная война отличается от прежней по многим параметрам.
То, что Соединенные Штаты Америки в настоящее время уже ведут холодную войну против Российской Федерации, как ни странно, было объявлено не посредством обращения президента, как это ожидалось, а тайно – через публикацию корреспондента известного американского издания New York Times Питера Бейкера (Peter Baker). Именно в апрельской статье господина Бейкера Администрация в первый раз сообщила о том, что планирует изоляцию Российской Федерации.
Разумеется, та холодная война, которая идет сейчас, имеет довольно много различий с прошлой холодной войной между Советским Союзом и США. Наиболее явное отличие между тем временем и временем нынешним является то, что на сегодняшний день государство Владимира Путина не имеет полной власти над Восточной Европой. При этом весьма значительная часть государств Восточной Европы на сегодняшний день являются участницами Североатлантического альянса НАТО.
Однако есть и еще одно значительное отличие этой холодной войны от прошлой. В ходе прошлой войны шли активные дебаты по поводу того, каким образом наладить отношения между двумя сверхдержавами, чего в настоящее время не наблюдается. То, что сейчас не обсуждается, каким образом организовать диалог с Кремлем, конечно, не так уж и хорошо.
Дело в том, что на протяжении практически сорока лет, предшествовавших уничтожению Берлинской стены, бытовало огромное количество мнений о том, каким образом выстраивать российско-американские отношения, которые часто были просто диаметрально противоположными. Иначе говоря, даже в особо напряженные моменты прошлой холодной войны на правом фланге можно было найти ученых, политических и государственных деятелей, которые выступали за «разрядку» напряженной ситуации между странами. К категории таких людей можно с уверенностью причислить, например, Джона Фостера Даллеса (John Foster Dulles), Пола Нитце (Paul Nitze), Генри Киссинджера и Нельсона Рокфеллера (Nelson Rockefeller). В это же время с другой стороны были воинственно настроенные деятели, типа того же Дина Ачесона (Dean Acheson) или Макджорджа Банди (McGeorge Bundy). Была также и миролюбиво настроенная категория американских деятелей, к которой можно отнести Теда Кеннеди (Ted Kennedy) и Уолтера Мондейла (Walter Mondale). Более того, в то время в Америке имелись высокоорганизованные лобби, такие как, к примеру, Американский комитет за согласие между Западом и Востоком. Естественно, это очень приблизительное разделение, однако оно помогает отразить тот факт, что во времена Советского Союза бытовали весьма разные взгляды и мнения, касательно решения проблемы отношений между двумя сверхдержавами.
Однако по некоторым причинам в нынешней Америке подобного не наблюдается, и власть нынче у «воинственных ястребов». Вероятно, одной из причин этого можно назвать общее падение либерализма холодной войны.