Эксперт НИСЭПИ, аналитик Сергей Николюк уверен в том, что пока Москва будет продолжать подпитывать Минск в финансовом плане, в Беларуси не будут проводить никаких реформ. Более детально мнение Николюка относительно связи российских дотаций и отсутствия реформ в Беларуси узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Издание "БелаПАН" приводит мнение Сергея Николюка, который уверен в том, что пока для Минска будут существовать российские финансовые дотации, в Беларуси не будет проведено никаких реформ. Эксперт отметил, что в белорусском медиапространстве время от времени появляется слово "реформы", причем инициирует появление этого слова в средствах массовой информации, как правило, белорусское правительство – такая у него работа. С тех пор как Беларусь вошла в состав Российской империи, прошло уже более двухсот лет, а страна по-прежнему продолжает жить в режиме так называемой "догоняющей модернизации" – модернизации, субъектом которой является власть.
Реформы, которые были проведены в Беларуси, имеют существенные отличия от тех реформ, которые были проведены в западных странах. На Западе проведение реформ – это ответ на разного рода давление, которое идет снизу, от самых разных слоев общества, как экономическое, так и политическое. Реформы в Беларуси – это стремление правящей элиты сохранить в стране социально-политическую стабильность.
Вспоминая события 2007 года, Николюк напомнил, что тот год начался с роста цен на российский природный газ, который вырос в цене в два раза, а завершился практически двукратным увеличением валового внешнего долга – с 6,8 до 12,5 миллиарда долларов. В данных условиях было принято решение о формировании внутренних источников экономического роста, привлекая внешних инвесторов – такой подход и стал основным смыслом процесса "либерализации" белорусской экономики.
Однако при этом следует помнить, что осуществление одних реформ решает одни проблемы, одновременно порождая возникновение других, поскольку, в частности, внутри политической элиты происходит изменение ранее существовавшего баланса.
Либерализация экономики Беларуси отодвигала при распределении административной ренты силовиков на второй план. Это вынудило их к тому, что в 19 декабря 2010 года в день, когда в стране состоялись выборы главы государства, силовики за семь с половиной минут очистили одну из минских площадей, свернув заодно и процесс либерализации экономики.
Несмотря на то что либерализация была свернута, проблемы, которые должен были быть решены с ее помощью, никуда не делись. Справедливость данного вывода подтверждается многочисленными проявлениями так называемой "тошноты элит" – данный термин был введен в употребление российским публицистом Андреем Пионтковским. Это такое состояние, когда многие люди, находящиеся внутри властной вертикали уже осознают, насколько бесперспективной и исчерпавшей себя является авторитарная модель, и они начинают вносить свои предложения, направленные на изменение данной модели.
Источник финансовой подпитки со стороны РФ пока еще не иссяк.
Сергей Николюк, немного перефразируя императора Александра III, напомнил, что сейчас у правительства Российской Федерации осталось только лишь два союзника – это газ и нефть. Иными словами, в России социально-экономическая модель продолжает оставаться ресурсной. В данном случае под ресурсом следует понимать любое из преимуществ, благодаря которому экономика страны может получать доходы, являющиеся непропорциональными приложенным усилиям и сделанным вложениям.
На первый взгляд, наличие ресурса для национальной экономики является только благом. Однако не стоит забывать, что наличие ресурса приводит к проявлению дисбалансов, которые в итоге лишают экономику этой страны способности пережить потерю данного ресурса либо его сокращение.
По мнению эксперта, для Беларуси ресурсом являются имперские амбиции Российской Федерации. Специалисты подсчитали, что благодаря этому вклад в белорусскую экономику, который делается при помощи российских субсидий, составляет 16 процентов ВВП страны.
В том, что после пересыхания источников ресурсов в ресурсных государствах проводятся реформы, нет ничего удивительного. После того как в 1986 году произошел шестикратный обвал цен на нефть, генеральный секретарь СССР Михаил Горбачев решил перестраивать советскую систему. При этом Николюк отмечает дилемму, перед которой оказался советский лидер: не перестраивать систему было нельзя, однако перестроить ее тоже было невозможно. В своей номинации данная система являясь совершенной, поэтому любое внесение в нее изменений могло привести только лишь к ее ухудшению.
Белорусская социально-экономическая модель также является по-своему совершенной. Данная модель построена по принципу предприятия, у которого всего один владелец, поэтому любые попытки проведения реформ внутри подобного предприятия по определению не могут быть эффективными. Сейчас источник ресурсной подпитки сегодняшней белорусской модели не иссяк, поэтому ни в белорусском обществе, ни в низовом управленческом звене, ни среди представителей политической элиты не сформируется реальной потребности в проведении реформ.