Будущее аннексированного Крыма на фоне обваливающегося рубля и угроз краха экономики России для многих неизвестно, но вызывает интерес развитие полуострова в таких нелегких условиях. О том, с какими трудностями столкнется Крым в ближайшее время, рассказал в интервью изданию «Крым.Реалии» Олег Устенко, являющийся исполнительным директором Международного фонда Блейзера.
В первую очередь Устенко оценил экономическую ситуацию в Крыму, назвав ее достаточно сложной. Сложность ситуации определена влиянием на нее как внутренних российских факторов, так и внешних.
Непременно к внутренним факторам нужно отнести остановку роста российской экономики. Некоторые источники в недалеком будущем прогнозируют усугубление ситуации и переход показателей роста ниже нулевой планки. Абсолютно очевидно, что катаклизмы с ценами на нефть для России, бюджет которой формируется на пятьдесят процентов за счет поступлений от продажи своих энергоносителей, вызовут большие проблемы. Дефицит свободного денежного ресурса, появившийся от недопродажи энергоносителей, определяет недостаток денег для нужд материковой части, не говоря уже о полуострове Крым. Поэтому совершенно очевидно, что стимулирование территории Крыма внутри самой России кажется чем-то из области фантастики.
К внешним факторам стоит отнести невозможность развития рекреационной зоны Крыма за счет поступления иностранных денег. Иностранные инвесторы попросту не имеют права вкладывать средства в подконтрольную России территорию. С другой стороны, крупные и ряд средних российских банков не представлены в Крыму, прежняя банковская инфраструктура практически разрушена.
Помимо банковской сферы и инвестиций, в Крыму на теперешний момент кажется невозможным и развитие крупных страховых компаний. В общем, Олег Устенко охарактеризовал экономическое будущее Крыма, усугубленное внутренним кризисом, который есть сейчас в России, как шаткое. «И ситуация в Крыму не сможет выровняться в краткосрочной или даже среднесрочной перспективе», - сказал он.
Влияние падения курса рубля на развитие Крыма Устенко комментирует так: «Все, происходящее в России с рублем, является результатом серии ошибок». Он дает перечень и последовательность событий, приведших к нынешней ситуации, и говорит, что сначала в условиях снижения цены на нефть Россия девальвировала рубль по той причине, что девальвация рубля дает возможность быстро наполнить государственный бюджет дополнительными средствами, но надо было вовремя остановиться. В какой-то момент остановка стала невозможной, и прохождение точки «невозврата» повлекло за собой появление паники, которая в глубине своей неуправляема. Она диктует для большей части экономических агентов иррациональное поведение, что обуславливает исторически минимальное значение курса рубля.
Россия не сможет стабилизировать ситуацию по доллару не только в краткосрочной, но и даже среднесрочной перспективе. Большую роль в этом играют санкции, которые работают в любом случае, будут ли проводить в Кремле реформы или нет. Несмотря на огромный, по предварительным оценкам, объем золотовалютного резерва Центробанка России, находящийся на уровне порядка 410 миллиардов долларов, ситуация в России загнана в тупик. Если учесть, что в этой сумме 150 миллиардов долларов составляют деньги российского правительства (то есть, по факту даже не являются золотовалютными резервами), то реально это сумма становится уже не такой большой. Деньги, составляющие долю правительства, были им отданы Центробанку на временное хранение. Это – суверенный фонд, составляющий зарплаты медиков, учителей и работников госбюджетного сектора. Несмотря на минимальный размер государственного долга, в России есть серьезные выплаты, которые ложатся бременем на частный сектор. Так, до конца следующего года частный сектор должен вернуть внешний долг в сумме 135 миллиардов долларов. В будущем давление на рубль будет усиливаться.
В общем, Россия не сможет добрать недостающие деньги по каким-то другим направлениям, ситуация неким магическим образом не стабилизируется. С другой стороны, ожидать помощи каким-то отдельным территориям больше, чем нуждается сама по себе материковая часть, - это настоящая иллюзия.
Каково же будущее Крыма в экономическом плане?
Эксперт утверждает, что при сложившейся системе вся ситуация в Крыму является патовой. Примером тому могут служить другие временно оккупированные страны, когда после оккупации по обыкновению все сделки признавались как недействительные. На примере Прибалтики, где очень многие люди потеряли после девяностого года то, что ранее им принадлежало во время советской власти, можно сказать, что Крым не избежит подобного будущего.
Как следствие таких прогнозов, ни один инвестор, будь то какой-то иностранный или российский внутренний, не будет вкладываться в развитие полуострова или даже вкладывать деньги в объекты недвижимости на территории Крыма. Вообще инвестиции не будут в ближайшее время активизироваться, а местного ресурса не хватает.
Олег Устенко сказал, что регион обречен на снижение темпов экономического роста и на медленное увядание. Снижение темпов роста означает увеличение уровня безработицы. «В той системе координат, которая сейчас сформировалась, у Крыма не существует радужных перспектив», - с сожалением резюмировал эксперт.