Сербия 1 января 2015 года приняла председательство в ОБСЕ. Во главе списка в повестке дня поставлен вопрос урегулирования конфликтной ситуации в Украине. Сможет ли Белград применять для данной цели свои связи на Востоке и на Западе?
Когда поступила информация, что в пришедшем году председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) ротационно перейдет к Сербии, Белград смог разглядеть в этом уникальную возможность повысить собственный внешнеполитический имидж и принял решение осуществить торжественную конференцию, которая посвящается 40-летию Хельсинкских соглашений. Ее руководители надеются, что в процессе форума, на который обязаны явиться президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, удастся приблизиться к решению конфликта в Украинском государстве. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Украины» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
«Честный посредник».
Подобные надежды имеют связь с особым положением, в котором находится сегодня Сербия. С одной стороны, она способна претендовать на членство в Европейском Союзе и осуществляет четкий проевропейский курс. С другой, правительство государства стремится углублять традиционно тесные взаимосвязи с Российской Федерацией. Поэтому правительство Сербии не стало присоединяться к санкционным мерам Европейского Союза против Кремля, а в период недавнего визита президента Российской Федерации в Белград устроило грандиозный военный парад и общие учения сербских и российских военнослужащих.
Белград в действительности способен воспользоваться своей двоякой позицией в попытках решения украинского кризиса. «Сербия соответствует критериям честного посредника в данном конфликте», - говорит генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер в комментариях средствам массовой информации. «Нейтральный посредник вызвал претензии у каждой из сторон, но только подобным образом можно добиться каких-либо итогов», - полагает Заньер.
«Сербии просто уготована участь посредника», - убежден профессор политологии Белградского университета Драган Симеунович. «Наше государство не только поддерживает положительные отношения с обеими конфликтными сторонами, но и имеет личный опыт после кровавого падения Югославии и отделения бывшей южной провинции Косово, схожий с сегодняшней обстановкой в Украине», - рассказал ученый в разговоре с проверенным источником. «Сербия не считается государством, которое способно принять окончательное решение, но оно имеет возможность внести важную инвестицию в дело мира, - полагает Симеунович, - ведь жизнь, история и сказки способны научить нас тому, что иногда малыши могут тоже кое в чем помочь великанам».
Отрицательные предпосылки.
Но в сказки верит далеко не каждый. «Главнейшие державы Европы, к примеру, такие, как Франция либо Германия, разговаривают с Кремлем напрямую, и посредники им не требуются», - отметил руководитель брюссельского бюро немецкого фонда «Наука и политика» (SWP) Душан Релич. «Небольшие страны, подобные Сербии, которые к тому же сами вынуждены разрешать значительные внутренние и внешние конфликты - достаточно вспомнить о Косово, - а также экономические проблемы, вряд ли имеют возможность помочь урегулированию глобальных проблем, даже если в порядке ротации становятся председателями ОБСЕ», - подчеркнул Релич.