Какие события прошедшего года американские политологи считают наиболее важными? По некоторым позициям рейтинг-листы экспертов из Соединенных Штатов Америки совпадают со списками, которые составили их коллеги-россияне, по некоторым они расходятся. Единого ли мнения россияне и американцы, к примеру, в оценке важности событий, произошедших в Украине?
Согласно рейтинг-листу Джорджа Фридмана, являющегося директором исследовательского центра Stratfor, который отражает настроения большинства политического истеблишмента Соединенных Штатов, Украина, безусловно, фигурирует в нем, однако не на первом месте. Самую верхнюю строчку списка занимает событие, которое должно было случиться, однако не случилось: в 2014 году Европа не продвинулась в разрешении самых наболевших социальных, экономических и политических проблем.
У Европы свои проблемы.
«Европа - что это такое? Какие у членов Европейского Союза есть обязательства по отношению друг к другу, кроме обязательств перед собственными гражданами? В какой мере самые сильные игроки в Евросоюзе вправе диктовать собственную волю игрокам более слабым? Такого рода институциональные проблемы более важные, чем текущие банковские или бюджетные неурядицы. И то, что ЕС даже не приблизился к решению данных проблем, и есть событие прошедшего года, более весомое, чем все иные, по силе их воздействия на мировую политику. Ибо Европа, несмотря на некий откат, остается экономической зоной с самым крупным объемом производства в мире и центром всемирной торговли, культуры и науки.
Усугубляющееся разделение государств Евросоюза на успешные (Австрия и Германия), и те, что существенно отстают, однако не желают использовать экономические рецепты лидеров (Португалия, Греция, Испания - государства с довольно высокой трудовой занятостью, а также государства с высоким уровнем безработицы), ставит под сомнение выживание самой организации в нынешнем ее виде. В ряде стран ЕС набирают мощь партии, которые выступают против всякого рода европейской интеграции. Чтобы они не пришли к власти, участники будут вынуждены пересмотреть границы зон ответственности национально-суверенных, а также коллективных механизмов принятия решений в Евросоюзе», - отмечает эксперт.
Согласно его словам, перечерчивание границ, пускай даже не фактических, а лишь институциональных, в таком довольно важном регионе, как Европа, будет резонансным событием во всем мире. Однако Фридман не уверен, что данная проблема вообще имеет какое-то решение. «Возможно, это неизбывная новая реальность, а не временный кризис. Чем и объясняются бесконечные саммиты Евросоюза, пытающиеся устранить только второстепенные проблемы, порождаемые укорененными проблемами фундаментального значения», - отмечает он. «Саммиты являются главным товаром, который сегодня производится Евросоюзом», - добавляет эксперт с иронией.
Конфликт РФ и Украины в полномасштабную войну не перерастет.
Еще около двух лет назад Фридман, а также иные сотрудники центра Stratfor писали о том, что Российская Федерация видит те же центробежные тенденции в ЕС и НАТО. «Поскольку эти долгосрочные тренды удовлетворяют ее, то она не станет делать резких телодвижений, чтобы не раскачивать лодку, а даст ей возможность получить еще большую трещину и утонуть. А тем временем сама станет искать новые рынки сбыта своего сырья и радоваться удачным размещением доходов, получаемых от сбыта», - отмечает эксперт.
Фридман сегодня не вспоминает тот прогноз. Он просто сводит войну в Украинском государстве и экономико-дипломатические пертурбации, которые переживает Российская Федерация, в единый кризис. Он ставит его на вторую строчку своего реестра самых важных событий прошедшего года.
«Некоторые государства Евросоюза индифферентны к происходящему на территории Украины, однако это не означает, что конфликт там быстро утихнет и не послужит началом столкновений Европы, а также ее заокеанских союзников с Российской Федерацией. Подобного рода столкновения самого разного масштаба уже не раз были в прошлом и довольно часто оборачивались перекройкой границ в европейском пространстве. Так что такого рода сценарий мы игнорировать не можем. С другой стороны, хотя Российская Федерация, несомненно, очень важная региональная держава, однако неясно, хватит ли у нее желания на долгосрочную конфронтацию с Западом. Те же внутренние факторы, приведшие к распаду Советского Союза, обременяют Россию. Плюс волатильность рубля, снижение цен на нефть, внешние санкции, которые порождают сбои в экономике государства», - отмечает эксперт.
Фридман предсказывает, что в обозримой перспективе сотрудники центра не ожидают обрушения РФ или перерастания кризиса в Украине в полнокровную войну.
Также он отмечает, что, судя по событиям прошедшего года, раскол возможен как в ЕС, так и в НАТО. Они могут распасться на тех, кто хочет противостоять РФ, и тех, кто не хочет этого делать. Разобщенность европейских структур повторяет отсутствие согласования политики ведущих центров мировой экономики – США, Европы, Японии, Китая. Это эксперт называет некой «десинхронизацией глобальной экономики» и ставит ее на третье место в списке.
На четвертое место директор Stratfor поставил дезинтеграцию системы Сайкса-Пико.
Замыкающее в списке знаковых вещей событие, произошедшее в 2014 году, - рождение двух внуков. «Даже аналитики не живут лишь в мире макроявлений. Древо жизни растет, невзирая на массовые страдания и катаклизмы», - подытожил он.