Михаил Ефремов посетил перед новогодним праздником редакцию The New Times и рассказал, как правительство помогает ему зарабатывать, для чего он смотрит "отвратительные телепрограммы" и по какой причине считает министра культуры подхалимом.
"Ожидания от пришедшего года самые простые", - рассказывает он. Имеется желание, чтобы было больше радости, смеха и улыбок. Хочется, чтобы не так давила наша политика. "Хотя вообще-то я обязан быть благодарен правительству, что оно не оставляет нас без куска хлеба", - заявил он. Если бы правительство нормально себя вело — про что тогда писать Орлову, про что писать Быкову, про что ему читать со сцены? Да не было бы о чем! "Требовалось бы Чехова ставить… И я полагаю, что если обстановка в государстве будет развиваться, как она развивается сегодня, то театр приобретет внушительное значение", - поделился мыслями Ефремов. Это стало известно корреспондентам раздела "Новости Мира" журнала для трейдеров и инвесторов "Биржевой лидер".
Роль Дуремара.
Как поменялись зрители на протяжении последних лет? На что они сегодня больше реагируют, а к каким темам стали равнодушен?
Спектакль "Чапаев и Пустота" актер уже играет 14 лет, и он заметил, как изменились зрительские симпатии. Теперь аплодисменты слышны там, где раньше не аплодировали. К примеру, есть у Петьки монолог про то, как в древние века Румынию пытались напасть кочевники, и румынские крестьяне вырывали себе большие подполы и загоняли туда животных, складировали припасы и прятались там сами. Когда кочевники приходили, крестьяне прятались там, внизу. И временами, когда крестьяне могли понять, с какой ловкостью им получалось обхитрить кочевников, они, поднимая палец вверх, тихо-тихо смеялись.
"Так вот, — заканчивает он. — Тайная свобода — это когда ты сидишь среди вонючих козлов и баранов и тихо-тихо хихикаешь, поднимая палец вверх", - говорит он. Зрители в этом месте аплодируют. А ранее аплодировали на фразе, которая звучала чуть дальше: "Свобода не бывает тайной". Изменилось время, и зрители начинают замечать в том же спектакле новые смыслы. Довольно оживленно зал стал реагировать на последнем спектакле, в первых числах декабря, на слова Михаила Полицеймако, который играет Котовского: «Вы бесчеловечны и, скорее всего, никак не совмещаетесь с реальностью".
А к примеру, в 2003 году с позитивом подавали реакцию на фразу: "Скоро начнется посадка, и у нас будет время поговорить". В настоящее время реакция уже не столь бурная. Сегодня уже все-таки почти военная обстановка. И если ранее немножко хихикали, когда Ефремов говорил: "Наш поезд отбывает сегодня же — ничего не поделаешь, война", — то сегодня никто и не решается на данных словах хихикать.
Пожелания для всей страны.
Государству Ефремов желает нового времени. Но не того нового времени, в которое страна и так, к сожалению, пришла, а абсолютно другого. Сегодня он заметил, что в первую очередь изменилась этика. "Вот ранее был этический кодекс: чужое брать нехорошо, слабых обижать нехорошо. А в нынешнем году правительство нам продемонстрировало, что слабых обижать — нормально и чужое брать — также ничего страшного. Если очень требуется", - говорит он.
Мы имеем дело с появлением новой этики, и абсолютно неизвестно, как ее возведение отразится на всей нашей жизни. "Хотя, чего там — конечно, все понятно. Очень негативно отразится. Считаю, что вслед за этикой поменяется эстетика, жизненный стиль либо, если желаете, ее жанр". Мы уже заметили артподготовку по телевидению. Большинство так называемых аналитиков с искренностью и упорностью рассказывают по "ящику": война, война, война. Провоцируются предвоенные настроения, вот что плохо. "А ведь идеи спасения имеются. К примеру, в прошедшее время Брежнева был довольно популярен следующий анекдот: огласить войну Финляндии и сдаться. Так вот: тут также можно начать — и сразу сдаться", - делится своими мыслями Ефремов.
Если проводить разговор о телевизионной артподготовке, то ведь такой паранойи даже во время Советского Союза не было. "Волосы дыбом встают, когда диктор на федеральном канале, управляющий крупнейшего информационного агентства, рассказывает, что нужно бы превратить Соединенные Штаты Америки в ядерный пепел. Само появление дикторов с подобными манерами и с подобными склизкими интонациями подтверждает о том, что у нас теперь новая этика. Ранее, такие люди играли Дуремаров в театре Карабаса-Барабаса", - пожаловался он.
И когда он смотрит на это на все, то вспоминает о театре. "Думаю: может быть, это все не по-настоящему? Может быть, это не в действительности происходит? Настолько это странно, что не могу поверить. Но ведь кровь проливается. И более трех тысяч человек уже умерло…" - говорит Ефремов.
Андрей Васильев называет Ефремова "политическом животным". Он не смотрит телевизор днем, потому что зачастую занят. А вот в вечернее время он включает его и смотрит, все подряд смотрит.
Временами это просто круто — посмотреть припаршивевший фильмы, полюбоваться на отвратительных людей. И артист находит в этом радость. Он смотрит на всю эту "лабуду" и считает: "Вон сколько уродов, а я хороший. Все дураки, а я умный", - заключил Ефремов.