По мнению Леона Арона, возглавляющего российские исследования в Американском институте предпринимательства, президент РФ Владимир Путин пытается сохранить свою власть в стране при помощи политического террора и военных авантюр. Более детально мнение эксперта относительно методов, при помощи которых Путин пытается сохранить свою власть, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Леон Арон, выступая в эфире телеканала Fox News, заявил, что если ситуация в российской экономике станет "совсем плохой", то Владимир Путин встанет перед необходимостью выбора, который включает в себя не только продолжение активной пропаганды или реализацию очередной авантюры где-нибудь за пределами Российской Федерации, но и существенный рост политического террора внутри страны.
Комментируя ситуацию с падением цен на нефть, которое задало экономике России курс на двузначный уровень инфляции и весьма тяжелую рецессию, Арон отметил: лично его поражает то, что остальные удивляются ситуации в российской экономике. Если пристально следить за полемикой, ведущейся внутри России, в том числе и за заявлениями Алексея Кудрина, бывшего министра финансов, друга Владимира Путина и человека, который фактически привез нынешнего российского лидера в Москву из Санкт-Петербурга, то это не должно вызывать удивления.
Половина проблем, из-за которых российская экономика сегодня в кризисе – структурные недостатки России.
Когда в 2009 году страна выходила из кризиса, затронувшего весь мир, в России говорили о необходимости ухода от зависимости от продаж газа и нефти, о необходимости модернизации экономики и необходимости изменения того, что именуется "инвестиционным климатом". Путин свой выбор сделал, согласившись с данными предложениями. Однако на самом деле он согласился только лишь на словах: кроме обещаний, ничего больше сделано не было. Он размышлял примерно в таком ключе: если везло в первые восемь лет президентства, значит, повезет еще раз.
Теперь же все российские экономисты в один голос напоминают: ранее они уже предупреждали об этом. Поэтому в настоящее время влияние от падения цен на нефть на российскую экономику – это всего лишь 30 процентов из всех причин, по которым оно происходит, и недавно об этом говорил и Алексей Кудрин. Влияние санкций на нынешнюю ситуацию в российской экономике – это примерно от 15 до 20 процентов, тогда как добрых 50 процентов причин случившегося составляют глубокие структурные недостатки, имеющиеся у Российской Федерации. Капиталы рекордными темпами бегут из страны, поскольку коррупция в российской экономике попросту выдавливает их оттуда.
При этом в настоящее время уровень безработицы в России не очень высокий, и это является еще одним показателем существующей проблемы. Когда Россия набирала обороты в 90-х годах прошлого столетия при относительно либеральной обстановке внутри страны, она имела возможность для осуществления импортозамещения даже в условиях падения национальной валюты, тогда как сегодня подобная возможность у страны отсутствует. Никто в РФ не открывает новыхе компании, никто не инвестирует средства в ее экономику, поскольку компании начинают испытывать потрясения, и экономические реалии их просто сминают.
Возможно, курс российской валюты стабилизируется на весьма низкой отметке в случае, если ситуация в мире не будет идти и дальше на спад. При этом то, что сейчас происходит в России, по мнению эксперта, гораздо более серьезно, нежели те события, которые страна пережила в 90-х годах. Реалии больше напоминают ситуацию в Советском Союзе в 80-х годах прошлого столетия.
Западные дипломаты подталкивают Путина "съехать с дороги", однако время для этого уже упущено, – Арон.
Арон, комментируя вопрос, не окажется ли в ближайшие два года под угрозой положение Путина как президента страны, напомнил: Куба сейчас существует, Ирак во времена правления Хусейна также существовал, хотя экономические условия в обеих странах ужасные. Если Путин попытается сохранить свою власть, то ему придется делать выбор, который не только бы включал в себя игру на монополизированной государственной пропаганде уже по-крупному, и не только участие в новой авантюре за пределами страны, чтобы Россия продолжала оставаться охваченной страхом наряду паранойей и истерическим патриотизмом, но и резкий всплеск политического террора. Если российский президент пойдет по этому пути, то у него есть шансы остаться у власти.
Иными словами, следует опасаться того, что Путин вместо того, чтобы уступить давлению Запада, еще больше поднимет ставки в игре, поэтому вероятность новой авантюры, наподобие украинской, остается весьма высокой. Западные дипломаты пытаются подтолкнуть российского лидера "съехать с дороги", выбранной им, однако время для этого уже упущено.
После заявлений Путина относительно того, что Россия зашла в Украину, чтобы защитить свою независимость, славу и душу страны от иностранного господства, сделать в данном случае получится очень мало. Если более детально углубиться в эту тему, то российскому президенту сейчас требуется не путь для "съезда с дороги", а некий трос, по которому можно скатиться вниз. Поэтому все мировое сообщество сейчас вступает в очень опасный период, опасный как в плане ситуации внутри России, так и в плане ее отношений с внешним миром.