Состояние здоровья Надежды Савченко, украинской военной летчицы, ухудшается. Согласно предварительной информации, за последний месяц она потеряла как минимум 8 килограммов своего веса. Соответствующую информацию предоставил Марк Фейгин, адвокат Надежды, в среду в ходе интервью украинским СМИ.
Надежда Савченко, которую избрали депутатом украинской Верховной Рады и которая находится под арестом в российском СИЗО, голодает уже более месяца. Согласно утверждениям врачей, столь длительное воздержание от приема пищи может угрожать здоровью человека необратимыми последствиями.
Стоит отметить, что в настоящее время практически во всем мире максимализируется активность кампании по освобождению Надежды. Несколькими днями ранее Джен Псаки, представитель Госдепартамента Соединенных Штатов Америки, выступила с заявлением о том, что власти и народ Соединенных Штатов осуждают то, что Российская Федерация продолжает удерживать украинских заложников. «Мы призываем властей Российской Федерации немедленно освободить всех украинских граждан, которые в настоящее время незаконно находятся под стражей в РФ», - сказала она.
Марк Фейгин, в свою очередь, отметил, что видел свою подзащитную последний раз накануне Нового года. «Еще тогда состояние ее здоровья было удовлетворительным, а вот как она сейчас - я не знаю. Кроме меня, мою подзащитную видели 5 января, в понедельник, члены Общественной наблюдательной комиссии. По моим данным, они ее навещали непосредственно в камере. Как отметили члены наблюдательной комиссии, даже несмотря на то, что к этому моменту уже пошел 22-й день голодовки, она выглядела и чувствовала себя нормально. Если учитывать большой срок голодания - а она голодает реально, пьет исключительно теплую воду - возможно, что в ближайшем времени ей прокапают глюкозу. Вся остальная информация поступит в мое распоряжение лишь 12 января, когда я таки смогу ее посетить», - заявил адвокат.
Сложно сказать, можно ли встретиться с ней раньше 12 числа. Для посещения в экстренном порядке, а это возможно лишь в том случае, если ей станет очень плохо и ее поместят в больницу, нужно будет просить разрешение у руководства СИЗО либо же распоряжение ФСИН. Такова практика реализуется не только в отношении Савченко, это общая проблема из-за череды длинных праздников в РФ. Фактически до 11 января в тюрьмы никого не пускают, а все учреждения работают в так называемом «усеченном» режиме. В связи с этим, ни следователи, ни адвокаты не имеют права посещать своих «клиентов», которые находятся в следственном изоляторе.
«Больше всего сейчас я беспокоюсь о ее здоровье, поскольку существует реальная угроза. Свидетельством этого могут послужить даже обычные физические показания. Моя подзащитная теряет в весе. Думаю, сейчас она потеряла уже более 8 килограммов. Более того, у нее упал уровень сахара. Разумеется, за всем этим следит тюремный врач, посещает ее ежедневно. Для всех лиц, которые объявили голодовку, предусмотрен особый режим нахождения под стражей. Также следят, чтобы человек не потерял сознание. Однако, очевидно, что чем дольше будет длиться эта голодовка, тем быстрее состояние Надежды будет ухудшаться», - констатировал Фейгин в интервью интернет-изданию «Голос Америки».
Что же нужно делать?
«Я, совместно с другими ее близкими, коллегами и друзьями, буду призывать Надежду немедленно прекратить голодовку. Другого выхода нет. Еще в самом начале этой ситуации я, как представитель защиты, уверял ее в том, что данный метод является контрпродуктивным, поскольку нельзя добиться цели, нанося ущерб самому себе», - сказал адвокат Савченко.
Власти и Фемида Российской Федерации считают, что заключенные, применяя такие методы, пытаются лишь обратить на себя как можно больше внимания, однако дело Савченко и без того набрало огромный резонанс. Вероятнее всего, в этом и проявляется характер этой боевой девушки. Она по натуре человек требовательный, прямолинейный и резковатый. Изменить характер любого человека - очень сложный процесс, а тюремное заключение не стало тем фактором, который бы ее запугал, сделал более сговорчивой.
«На сегодняшний день Госдепартамент Соединенных Штатов Америки называет Савченко «заложницей». Я, в свою очередь, с большой осторожностью отношусь к самому термину «заложник», поскольку тем самым происходит попытка замены более точной идентификации - «военнопленный». Савченко должны признать военнопленной. Собственно говоря, ее уже давным-давно должны были освободить от уголовной ответственности в юрисдикции Российской Федерации. Хочу также заявить, что ее не могут подвергнуть уголовному преследованию. Я полностью понимаю представителей Госдепартамента США, выразивших озабоченность судьбой людей, которых РФ удерживает в роли заложников. Я, полностью разделяю эту озабоченность. Однако как защитник хочу повториться, что было бы предпочтительнее, чтобы в отношении Надежды Савченко звучал термин «военнопленная». Этот термин наиболее точно опишет сегодняшнюю ситуацию, поскольку моя подзащитная была захвачена в плен сепаратистами на поле боя, а потом ее передали в руки российских спецслужб. Спрашивается, каким образом она внезапно стала заложницей? Она как была военнопленной, так ею и остается!» - заключил адвокат голодающей военнопленной.