В 2014 году Российская Федерация в результате конфликта с Украиной, приведшего к международным санкционным мерам и экономическому кризису, оказалась в противостоянии с Западом, схожем с «холодной войной».
Александр Гарин, будучи исследователем глобальных социально-политических процессов и почетным профессором Центра стратегических исследований имени Джорджа Маршалла в Германии, полагает, что в данном случае аналогия с «холодной войной» не является в полной мере точной, так как это не представляет из себя противоборство двух полярных моделей экономики и жизни.
«Это, скорее, не «холодная война», а какое-то совершенно странное и несинхронное сочетание Запада 21-го века и России 19-го века. Так, с точки зрения западных государств, все то, что делает Российская Федерация – это не иначе, как помрачение, глупость, предложение вернуться назад к разделу мира, когда сильные могли делить мир по интересам, не спрашивая при этом слабых. Опыт европейских стран, опыт противостояния национализму в ходе мировых войн смог привести к тому, что с ним радикальным образом покончили. Также всем известна история создания единой европейской модели развития, которая основывается не на завоевании рынков сбыта для обеспечения взлета экономики, а на конкуренции на равных условиях. Российская сторона, в свою очередь, предлагает другое. Это очень похоже на абсурд, отсюда и достаточно мягкий тон различных западных политиков, в особенности Меркель и Обамы. Их посыл в отношении РФ, что, мол, все мы прекрасно понимаем, что позиция руководства Кремля является неким помрачением, мы не желаем ссорится народами, не желаем впадать в противостояние национализмов», – рассказывает Гарин в своем интервью изданию «Радио Свобода».
Выборы могут изменить ситуацию.
Прогнозируя развитие событий в РФ в будущем, эксперт заметил, что в основном именно выборы являются своеобразным поводом для достаточно резкого поворота в политике.
«Каким образом можно убрать начальника, приведшего государство в тупик? Сегодня рацио российского лидера состоит в том, что он очень сильно боится «оранжевых» революций, при этом вертикаль уже является незыблемой, верхушка пирамиды полностью утвердилась, и осуществляет контроль над всем остальным. Внутренние войска были значительно усилены. Какого-либо голодного бунта не предвидится, однако будет затягивание поясов. Российская Федерация не сделает очень большие глупости в смысле втягивания в реальную войну, а также ведения открытых боевых действий со стороны российской армии в Украине. Что происходит в тех случаях, когда система является настолько цементированной, что внутреннее сопротивление попросту невозможно? Революционные условия могут быть в то время, когда появится возможность проводить выборы, а именно к 2017-18 годам. Тогда же появится возможность столкнуть проштрафившегося патрона, для чего необходимо будет позволить выборам пройти более честно. Но могут ли пройти выборы в ситуации, когда народ понял, что архаическая система везения вокруг харизматического лидера попросту перестала работать, и такой лидер попросту перестал быть фартовым?» – задается вопросом Гарин.
«Такого рода примитивная архаическая психология долгое время внедрялась в российское сознание. Таким образом, когда с определенным опозданием цены в магазинах все же разрушат у населения идею, будто ему постоянно везет с этим патроном, мистически, иррационально, то возникнет ситуация, в ходе которой мошеннические выборы смогут действительно привести к восстаниям и повторению в России 1991 года», – подчеркивает эксперт.
«Крымнаш» начал ослабевать.
«В некотором смысле слова 2014 год смог создать фактически литературную ситуацию, и как будто Господь Бог сам пишет пьесу – единство действия, времени и места, где ярко очерчены добро и зло, и Российская Федерация, к сожалению, в лице руководства государства играет как раз роль зла, которое всегда паразитирует на добре», – отмечает Гарин.
«Совершенно очевидно, что Путин старается бить на популизм собственными физиологическими шуточками, причем бить на массу, на самый маленький общий знаменатель. Именно этот наименьший общий знаменатель и должен пережить некий педагогический процесс, увидев при этом, что так жить попросту нельзя, так себе плохо. При этом по настроениям можно заметить, что «Крымнаш» начал постепенно ослабевать. Изначально могло показаться, что «Крымнаш» – это то, что приобрели, но на сегодняшний день получается так, что приобрести и войти во владение – это совершенно не означает владеть данной собственностью юридически. Краденое не принимает ни один банк. Именно так отказывается принимать краденое и международное сообщество. В то же время Путин собственной политикой смог консолидировать международное сообщество и выявить его приоритеты. В первый момент могло показаться, что рынок Российской Федерации настолько важен для остальных государств, что им будет наплевать на остальные ценности. Однако ценности все-таки выявили собственную иерархию, и видно, что в этом смысле Запад не отступит. Крым никогда не признают, никто не желает делить слабых между сильными. Более того, никто не намерен возвращаться в конец 19-го века», – заключает Александр Гарин.