Кремлевскую риторику о том, что конфликт на Донбассе является гражданской войной, прокомментировал обозреватель Павел Казарин. Он утверждает, что по «Донбасскому шаблону» можно устроить противостояние практически в любой точке мира, в том числе, и в России. Об этом сообщают корреспонденты раздела «Новости мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «haqqin.az».
Казарин обратил внимание на то, что среди российской элиты популярными являются попытки преподнести события на Донбассе, как гражданское противостояние, закономерный результат Евромайдана. Однако более детальное рассмотрение конфликта показывает, что по схожему сценарию можно искусственно создать «Донбасс» даже на российской территории.
В качестве слабых мест заявлений представителей российского общества относительно событий в Украине, Казарин назвал ошибочность рассматривания конфликтного региона, как «юго-восток». На самом деле противостояние имеет место на территории нескольких районов Донецкой и Луганской областей, преимущественно конфликтом охвачены городские агломерации, сохранили относительную стабильность даже сельскохозяйственные районы двух указанных регионов.
Пустым звуком оказались и прогнозы Кремля о последующем распространении конфликта на другие области Украины. В составе единого государства продолжают мирно существовать и Харьков, и Одесса, и Херсон, и Запорожье с Николаевом. «Новороссия», о которой в свое время так много говорили сторонники «русского мира» оказалась локальным конфликтом, кроме того, противостоянием явно созданным искусственно, заранее подготовленным.
Доказательством внешнего влияния являются и заявления Игоря Стрелкова, бывшего террористического министра обороны и одного из организаторов конфликта. Его теперешнюю деятельность можно назвать развлечениями, а текст интервью российским масс-медиа следует рассматривать как признательные показания для последующего процесса в трибунале Гааги.
К примеру, в одном из недавних интервью Стрелков заявил, что без его вмешательства конфликт на Донбассе не пришел бы в фазу вооруженного противостояния, закончился так же, как события в Одессе или Харькове. Можно предположить, что сам Гиркин таким образом пытается поднять собственную цену. Однако подобные заявления бывшего министра «народной республики» Донецка опровергают всю риторику Кремля о внутреннем конфликте в Украине, ведь у самого Стрелкова украинского паспорта никогда не было.
«Сухой хворост противоречий» есть почти везде, и в России тоже – Казарин.
После обнародования скандального интервью Гиркина, провластные российские комментаторы попытались сгладить негативный эффект, произведенный заявлениями Стрелкова. С их стороны начали поступать утверждения о том, что Стрелков со своим отрядом всего лишь бросил спичку в хворост противоречий, который предварительно накопился благодаря «стараниям» Киева.
Казарин называет подобные заявления нонсенсом. Накопление противоречий можно назвать явлением, характерным для множества регионов по всему земному шару. Тем не менее, переход от противоречий к вооруженному конфликту является результатом воздействия чьей-то безжалостной воли. В качестве примеров регионов, где наблюдается скопление «сухого хвороста противоречий» назвал обозреватель:
- Бельгию, целостность которой является результатом влияния Евросоюза;
- Квебек, неоднократно заявляющий о собственной независимости и намерении проводить плебисцит;
- Каталонию, большая часть населения которой стремится к независимости, но в силу особенностей национального законодательства получить ее не может.
Ни в одном из указанных регионов, отметил Казарин, стремление к отделению от страны не стало причиной перехода к активным боевым действиям. Более того, подчеркнул обозреватель, воспользовавшись подобным шаблоном, можно организовать «Донбасс» практически в любом из регионов Российской Федерации.
Именно в Российском государстве, по мнению Казарина, фиксируются конфликты между регионами-донорами и регионами-реципиентами, расслоение общества по имущественному признаку. Катализатором в этом случае выступают коррупция, низкая эффективность судебной системы и фактический неофедализм, утвердившийся в стране. Совокупность этих факторов является тем самым порохом, которому, по мнению обозревателя, не хватает только спички.
Как известно, в 2010 году на территории Приморского края зафиксирована деятельность так называемых «приморских партизан», которые на протяжении нескольких месяцев убивали сотрудников правоохранительных органов. После инцидентов группа «партизан» публиковала видеообращения, в которых объясняла свои действия борьбой с беззаконием, которое допускает МВД. Примечательно то, что негативная оценка была дана активности «партизан» лишь 37 процентами россиян.
Учитывая статистику, можно утверждать, что аналог «Донбасса» можно создать в любом из регионов России, предварительно отправив туда очередного «стрелкова». Разница будет заключаться лишь в идеологической составляющей протеста. Если в Украине эксплуатировали тему разницу между Донбассом и остальными украинскими территориями, то в России, гипотетично, это может быть что-то другое, к примеру, сословность общества, постсоветская ностальгия или социальное расслоение.
Именно с этой точки зрения, утверждает Казарин, нет смысла говорить о том, что без Стрелкова нашелся бы другой человек, бросивший ту самую спичку. Противоречия, которые есть в любом обществе, по природе своей напоминают не бензин а, скорее, тротил, нуждающийся в детонации. «Детонация, резюмировал Казарин, сама по себе возникнуть не может, ее надо заранее подготовить».