Характеристику намерениям России ввести на Донбасс миротворческий контингент дал Бачо Корчилава. Он уверен, что результатом этой меры станет консервация вооруженного конфликта на десятилетия. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новое время».
Бачо Корчилава, в прошлом занимавший пост пресс-атташе дипломатического представительства Грузии в Украине, прокомментировал активизировавшуюся в последнее время риторику о намерениях Кремля ввести на территорию Донбасса миротворческий контингент. Руководствуясь опытом Абхазии и Южной Осетии, Корчилава полагает, что результатом применения миротворцев в восточном регионе Украины станет переход конфликта в тлеющее стояние на десятилетия.
На протяжении нескольких предыдущих месяцев, отметил Корчилава, из разных источников поступает информация об обсуждении российскими дипломатами в кулуарах международных организаций типа ОБСЕ или ООН перспективы введение на территорию Украины миротворческого контингента. Подобные разговоры ведутся представителями Кремля также во время двусторонних переговоров с лидерами Запада.
По утверждению Корчилавы, изначально это риторика имела характер своеобразного «прощупывания почвы». В последнее время, по его словам, разговоры приобретает все большую смелость и настойчивость. Сейчас подобные заявления приобретает очертания реальной перспективы. О необходимости введения миротворческого контингента говорят не только представители Кремля, но и пророссийские силы в украинском парламенте и даже сторонники «народных республик» Донецка и Луганска.
Речь идет о введении миротворцев под эгидой Организации Договора о коллективной безопасности в рамках СНГ, доминирующую роль в которой играет Россия. Учитывая это, несложно предположить, что именно от Москвы будет исходить командование, Россия предложит и основные силы. Этот вариант развития событий, отметил Корчилава, приемлемым для Украины назвать нельзя.
Отправка на Донбасс российских миротворцев является для Москвы способом получить мощный рычаг давления на Украину, использовать который будет возможность на протяжении многих лет. Для Кремля создание «серой зоны» на Востоке Украины является действенным способом не допустить вступления соседнего государства в Европейский Союз.
Однозначно то, что в ЕС Украина не сможет быть принята до тех пор, пока на ее территории есть тлеющий конфликт. В то же время наличие вооруженного конфликта будет основной задачей, реализация которой будет возложена на российских «миротворцев». Корчилава убежден, что по длительности противостояние займет не менее десятилетия.
Грузия пережила подобную ситуацию дважды – Корчилава.
Указал дипломат на причину, которая дает ему основание утверждать о многих годах, на которые растянется конфликт после привлечения к его урегулированию российских миротворцев. Он утверждает, что в Грузии подобная ситуация повторялась уже дважды, при практически идентичных обстоятельствах – в Абхазии и Южной Осетии.
Миротворцы в оба конфликтных региона на территории Грузии отправлялись под эгидой разных международных организаций, однако доминирующую роль в двух случаях играла одно государство – Российская Федерация. Для нормализации ситуации в Южной Осетии миротворцы выступали под руководством ОБСЕ, абхазский конфликт урегулировался с привлечением ООН.
В южно-осетинском варианте использовались смешанные миротворческие силы, по одному батальону было отправлено от Северной и Южной Осетии, Грузии и России. Выбор именно такого состава является трудным для объяснения обстоятельством и по сей день. В результате командование грузинского батальона, фактически никакого влияния на процесс принятия решений не имело, миротворцами руководила российская сторона, исход командования известен всем.
В Абхазии миротворческий контингент, который звучно назывался «Коллективными силами по поддержанию мира в СНГ», был полностью сформирован из российских воздушно-десантных войск. На протяжении 7 лет попытки Грузии привлечь в состав миротворцев представителей Украины были безуспешными по причине протестов российской стороны. Результат российского миротворчества в Абхазии также ни для кого не является тайной.
Подобного сценария, по мнению Корчилавы, следует ожидать в случае применения российских миротворцев на Донбассе. Контингент будет фиксировать границу между регионом противостояния и остальной территорией Украины. Через «кордон» из миротворцев будут свободно проникать преступные элементы, наркотики и контрабанда. Именно с подачи миротворцев следует ожидать и множества локальных конфликтов по линии соприкосновения сторон, как способа поддерживать уровень напряжения.
Присутствие на территории региона противостояния контингента из российских военных, по мнению Корчилавы, станет своеобразной гарантией дальнейшего существования двух псевдогосударственных образований. Именно миротворцы будут выполнять роль противодействующей силы, которая не позволит Украине восстановить конституционный порядок на своей территории.
Подытоживая указанные аргументы, Корчилава подчеркнул, что допускать введения миротворческого контингента Украине нельзя. Если же мировое сообщество начнет всерьез рассматривать подобную перспективу – Киеву следует приложить максимум усилий для того, чтобы способствовать формированию контингента из вооруженных сил любой страны, кроме Российской Федерации.